- pismasfronta
Валентин Николаевич Демьяненко
Валентин Николаевич Демьяненко – новороссиец, участник боёв за Новороссийск, служил в 318-й стрелковой дивизии. Погиб в возрасте 18 лет при освобождении Крыма в конце 1943 г.
25 марта 1943 г.
Ст. Апшеронская.
Добрый день, дорогая мама. Я жив-здоров, чего и тебе желаю. Я хочу поздравить всех вас с освобождением нашего родного края – Славянского района. Я живу сейчас в пос. Апшеронском, но скоро, вероятно, я буду ближе к вам, и может быть, я буду дома в гостях у вас. Сейчас я знаю, что думы таковы, что меня нет уже в живых, но я ещё жив и здоров. Мама, меня очень обрадовало, что наши взяли ст. Славянскую. Я знаю, что она от нас в 12 км, я ждал с нетерпением, когда освободят наш край. Я знаю, что ты не можешь дождаться меня домой, но если буду жив, то вернусь снова домой, и будем жить по-старому. Мама, за 8 месяцев в армии я своих ребят встречал, но, мама, когда вы нас проводили из дому, то мы вышли через 1 месяц на побережье моря близ г. Туапсе. Потом нас бросили в г. Сочи, там мы учились, потом я был в боях под Туапсе и там был ранен. Но рана быстро зажила, и я снова пошёл. Мама, я видел Петю Дадонова, нашего соседа, потом видел Марию Кабанову, тёти Клавы нашей соседка. У ней я был на квартире, потом видел много со «Стандарта» эвакуированных. Мама, в нашей станице я видел на фронте ребят – Шкета Володьку, Генку, здорового парня. Мама, тот маленький Володя, у которого мама учительница, он уже снайпер, учились мы все вместе. А эти ребята – Костенко Ваня был со мной, а потом я не знаю, где он сейчас, все они были в партизанах. Если помнишь парня с г. Керчи, его кличка была Сула, фамилии его я не помню, я его тоже видел в Апшеронской. Мама, я забыл адрес дома взять, когда я уходил в Красную армию. Адрес тёти Муры и дяди Стёпы. Мама, если будешь писать тёте Муре, то пиши от меня привет. Пламенный. Пиши, я жив-здоров, скучаю за Линусей, моей милой сестрёнкой, которую я очень и очень люблю. Мама, передай всем-всем привет, вообще всего не опишешь! Мама, хочу тебе ещё написать, что кого я видел около, то есть между Туапсе и Сочи в Головинке, – дядю Колю Шигаева. Я его уже прошёл, по потом внезапно повернули, когда завели разговор за г. Новороссийск. В общем, мама, не беспокойся за меня, буду жив – значит, вернусь героем домой. Мама, не беспокойся за меня, смотри за собой, если мы продвинемся ближе, то я дам телеграмму, приедешь ко мне в гости. Мама, я ещё забыл одно: пришли мне адрес тёти Муры. Пока всё писать, в следующий раз больше.
С приветом, целую крепко, твой сын Валентин.
Привет всем.
Адрес: 30 ППС, часть 542, комендантский взвод, В.Н. Демьяненко.
7 мая 1943 г.
Привет из родного края.
Добрый день, мама, я хочу тебе написать, что я жив и здоров, чего и тебе желаю. Мама, почему я не получаю от тебя никакого известия, или с тобой что случилось после ухода фашистского зверья, которое [топтало] нашу богатую золотую Кубань? Мама, я писал тебе два письма, но не получил ответа от тебя, и вот по этому я сужу, что там наших никого нет дома или в живых. Я сейчас в нашем родном крае, не дождусь, когда наши доблестные части Рабоче-крестьянской Красной армии сломят хребет этому проклятому варвару и опрокинут их в воду. Но это скоро должно быть. Наши войска взяли Крымскую и много населённых пунктов, вы, наверно, об этом читали. Мама, я здесь часто вижу своих знакомых, так становится радостно на душе, и вспомнишь сразу [старое], как жили, как встречались друг с другом, как любили один другого. Мама, я что хотел, того я и добился, я узнал адрес Эры Щербаковой через папашу, он мне рассказал кое-что, я встретил его на дороге, он ехал <…>[1], а я и повстречался с ним и рабочими судоремонта. Мама, пиши ей по адресу: г. Батуми, политотдел ч/пароходства, Щербаковой Э.Ф. Видел Шигаева в Головинки <…>[2]. Поговорили немного с ним, и пошёл дальше, адрес его не знаю. Мама, напиши, как вы сейчас живёте там дома. Мама, если остались мои друзья кто-либо дома, то передай всем привет горячий от меня. Мы шли в этом направлении, но потом вернулись ближе к родине своей. Мама, я тебя попрошу, чтоб ты мне прислала свою карточку и кого-нибудь ещё из семьи Чуба. Напиши, как они, живы или нет. Мама, я написал Эре Щ. два письма, но от неё ещё не получал ответ. Получу – напишу. Мама, я тебя очень прошу, напиши мне адрес т. Муры, д. Стёпы и Лины. Я, когда из дому уходил, забыл совсем это в суматохе, и как после жалел об этом. Мама, напиши им за меня, пусть они не беспокоятся, я жив и здоров, невредим, как будет дальше, напишу тебе.
С приветом, целую крепко, Валентин.
Мой адрес: Полевая почта 42712, комендантский взвод, В.Н. Демьяненко.
12 мая 1943 г.
Из родного края.
Здравствуй, родная мамаша!
Я шлю тебе, то есть вам всем, родным и знакомым, свой горячий красноармейский привет. И сообщаю вам, бабусе и мамочке, что я жив и здоров, чего и вам желаю. Письмо твоё я получил, которое писано 24/IV-43 г. За которое очень благодарен. Мама, я вспоминаю, как тебе было трудно расставаться со мной, но мы ещё встретимся на той дороге, на которой и расставались, и под тем деревом. Как это всё было трудно переживать. Мама, что ты жива, я очень рад, а вот только я не знаю, бабуся какая – наша родная или хозяйка, которая у нас была. Поцелуй и её за меня горячо и передай привет Чубу, деду и всем ихним родным. Ранен я легко, но два раза, это всё ерунда, поцарапало, да и всё, полежал в госпитале и опять немцев калечить на Кавказе, в р-н г. Туапсе, духу немцам давали, они говорят: «Кавказ нихарош, наш камрат много капут». Мама, встречал и Дадонова Петю, говорил с ним. Когда с Кубани мы вышли к морю, и после я его не видел. Видел Хайкину Марию, она регулировщица сух-шоссе3, разговаривал я с ней. Мама, напиши, как сейчас вы живёте, чем занимаетесь, может, нуждаетесь в деньгах. Бабуся, как твоё здоровье, деда себе ещё не нашла? Я себе уже здесь звание заслужил. Фото у нас нет, я бы карточку прислал, мама, пришли мне карточку ещё одну, хочу на тебя посмотреть, какая ты стала. Привет тебе от нашего командира. Получаю письмо на почте неожиданно, пошёл я, иду и думаю: уже давно письмо послал, а ответа нет, уже, думаю, живых нет, беру в куче писем одно письмо своего командира, а другое – своё, как я обрадовался, вот скоро год, а ответа нет, и вдруг что вижу – ст. Троицкая, я тут и ахнул: мама пишет! Ну, пока всё, целую крепко, остаюсь ваш сын, любящий вас Валентин.
[1] Вычеркнуто военной цензурой.
[2] То же.
[3] Возможно, имеется в виду Сухумское шоссе.