top of page
  • pismasfronta

Елена Алексеевна Саенко

Елена Алексеевна Саенко (1924–1943). Родилась в станице Приморско-Ахтарской Краснодарского края. В начале войны вместе с матерью была эвакуирована в станицу Воронежскую Усть-Лабинского района. Весной 1943 г. комсомолка Е. Саенко ушла добровольцем на фронт. После окончания двухмесячных курсов снайперов направлена в 56-ю действующую армию.

17 июля 1943 г. младший сержант Елена Саенко в составе лучших снайперов приняла участие во Всеармейской конференции снайперов. Командующий войсками армии генерал А.А. Гречко вручил ей орден Красной Звезды и снайперскую винтовку с надписью «Знатному снайперу Саенко от Военного Совета 56-й армии». В октябре 1943 г. была награждена медалью «За отвагу». За время службы уничтожила 48 фашистов.

Погибла 9 октября 1943 г.

17 июля 1943 г.

Здравствуй, дорогая мамочка!

Чувствую себя хорошо, получила письмо от Галины Кандаловой, пишет многое, а самое главное, сообщает то, что расстреляли следующих партизан: Шуру Гаршкову, помнишь, временно была секретарь райкома комсомола, Анну Ивановну Стебловскую, Мацокина, Станкевича, Заборню, Ефименко, Галясова и других, но за Рогалевич ничего не пишет. Ну, а если сообщит мне что-нибудь о ней, тогда сообщу. Теперь, мамочка, сообщаю, что я была на Конференции лучших снайперов, где отдыхали 3 дня, ой, мамочка, как здесь было хорошо, в общем, всё самое лучшее. Здесь на слёте присутствовали все члены военного совета 56-й армии. И здесь также был командующий войсками армии генерал-майор Гречкин[1], здесь нам, пяти человекам, самым лучшим снайперам, вручены именные снайперские винтовки, на которой прикреплена бронзовая пластинка с надписью: «Знатному снайперу Саенко от Военного Совета Армии», кроме этого, наградили грамотой, и я награждена орденом Красной Звезды за умение и мастерство по истреблению немецко-фашистских захватчиков. Я выступила от своих снайперов с речью, меня сфотографировал корреспондент газеты. Ну вот, пока такие новости, так что, мамочка, к чему я стремилась, того я и добилась, теперь вспомни то, что я тебе всегда говорила, а ты мне в ответ говорила, что я болтун и человек, который неспособный ходить по земле. Но получилось наоборот, ну, мамочка родная, передавай привет всем, и в том числе Денисенко, и передавай ему, что я доверие своё оправдала и в дальнейшем буду бить ещё с большей энергией фашистов. Мамочка! Пиши, не забывай меня, а то ты пишешь мне очень редко, от других письма мне приходят чаще, чем от тебя, мамочка, за меня не беспокойся и не скучай, и знай, что я домой вернусь с собственной именной винтовкой снайперской и с победой, а этот час скоро настанет, когда проклятая немчура будет уничтожена, и все снова будут жить по-прежнему счастливо, спокойно и хорошо. Ну, пока всё, целую тебя крепко, остаюсь твоя дочь Лена. Пиши, мамочка.

Отдыхали мы в Славянской в штабе.

24 июля 1943 г.

Здравствуй, дорогая мамочка!

Сегодня, то есть 24.8.43[2] г., я получила от военного корреспондента газеты «Защитник Родины» письмо со своим портретом и в следующем письме вышлю тебе его. По почте он мне выслал и газету, где я также помещена. Мне почти чуть не каждый день приходят письма. Ну, как тебе известно, я чуть-чуть пострадала, ну, это ничего не значит. Ну, мама, жди мой портрет, думаю, будешь сильно обрадована. Теперь наши некоторые девушки едут в отпуск домой, думаю побывать и я дома. Ну вот, пока всё. Целую тебя крепко. Посылаю пока из газеты фото. Твоя Лена.

Июль 1943 г.

Здравствуй, дорогая мамочка!

Письма от 16/6-43 г. от тебя получила, за которые очень тебе благодарна, но я как раз прихожу 23-го с передовой линии фронта в часа 2 ночи, наутро мне вручают письма от тебя, а другое так мне принёс наш командир взвода прямо на передовую в тот момент, когда я сидела у майора по окончании своей охоты и рассказывала, сколько я убила за 4 дня, то есть 12 фрицев, итого, мамочка, с 1 июня по 23/6-43 г. мой боевой счёт = 31 фрицу. Успехи, как видишь, хорошие. Продолжение на следующей открытке.

1 августа 1943 г.

Здравствуй, дорогая мамочка!

Сообщаю, что я сейчас нахожусь на отдыхе. Мне всё-таки повезло с отдыхом, тогда тоже находилась на отдыхе, когда наградили, но уже скоро снова пойдём на передовую линию фронта, знаешь, как-то скучно сидеть в тылу. В данный момент чувствую себя хорошо, но часто, мамочка, вспоминаю о тебе, про ту ночь в ст. Воронежской, когда ты плакала, невольно сжимает горло, и еле сдерживаешься от слёз, но плакать неудобно, знаешь, особенно когда кто заметит, скажут: «А ещё орденоносец, а плачет». Мамочка, ты, прочтя эти строки, я знаю, невольно заплачешь, не нужно сейчас скучать. Знай, что я защищаю Родину. Сейчас я пишу тебе письмо лёжа, и ты на это внимания не обращай, ведь пойми одно, попадёшь на передовую, там не полежишь, и не обращай внимания на мой почерк. Мамочка, я как гляну на ту подушечку, которую я взяла с собой и на которой я сейчас лежу, я вспоминаю тебя, дом, при любых условиях она со мной, а это значит, ты всегда со мной. Мама, ты за меня не беспокойся, ещё раз тебя прошу, а также не беспокойся за моё поведение, часть, в которой мы находились, а также наше бывшее командование всегда ставит в пример хорошего снайпера Саенко и других и просит всех остальных снайперов равняться по нам, а отсюда делай соответствующий вывод как о поведении моём, и так же и о моей работе на фронте. Если я захочу, я чёрт знает что сделаю, ты это знаешь, поэтому будь уверена за меня.

Вера, которая действовала со мной в паре, уже не снайпер, вернее, она снайпер, но действовать в качестве его не будет, она отозвана, отец её убит <…>[3], в общем, я точно не знаю, если будешь в Краснодаре, то узнай, где, что с ней, у её мамы. Ну, мамочка, ещё прошу, за меня не беспокойся. Моя именная снайперская винтовка бьёт отлично, поэтому будь уверена за меня и за мою винтовку.

Ну, пора кончать, жалею, что взяла с собой чувяки, лишний груз, а очень беспокоюсь, почему ты не пишешь, где ты живёшь и прочее, до каких пор ты будешь молчать, безобразие. Ну, надеюсь, сообщишь.

Ну, пока, всего хорошего, целую крепко.

С приветом, Лена.

Август 1943 г.

Здравствуй, дорогая мамочка!

Во-первых, разреши сообщить, что в тот момент, когда я находилась под сильным обстрелом, и вот после окончания его вдруг приносят почту и передают мне 5 писем от тебя, и одно письмо от Галины Кандаловой, и 2 письма от знакомых, и вот представляешь, какая у меня была радость, я не знаю, теперь будешь писать по новому адресу, дальше мы сейчас будем действовать в новой части, но через время напишу статью в райком комсомола о себе, как я всего добилась, и так далее. Теперь на днях нам вручат ордена, на моём боевом счету уже 31 фашист, а ты веди подсчёт, скоро буду представлена ко 2-й награде – знай это, мой боевой счёт будет увеличиваться до последнего дыхания. Обо мне, мама, в газете писали, и помещено было моё фото.

Теперь ты мне пишешь относительно ухода тебя в армию. Если бы я тебя увидела в этот момент, я бы тебя выругала как следует, довольно я на фронте бью и за тебя фашистов, и придёт тот час, когда я возвращусь домой, и будем жить знаешь как. Если бы ты хоть раз побыла под перекрёстным огнём миномётов, артиллерии, ты бы узнала, что значит война, и сиди дома сейчас и не рыпайся. Ясно? Смотри, мамочка, ты не обижайся, что я тебе пишу помалу, что письма иногда приходится писать тебе под сильным обстрелом, и знай, что письма ты всегда получаешь с фронта, которые дышат радостью и тем, что они говорят, что скоро кончится война, и Лена по фамилии Саенко – снайпер вернётся домой. И в один из вечеров я буду рассказывать о моих действиях на фронте, и у тебя будет счастливая улыбка на лице.

Мамочка родная, чувствую себя прекрасно, я ещё больше одушевлена энергией, ой, я очень рада, что ты мне пишешь, не забываешь меня, родная. Мама, передавай привет всем знакомым, и ты не сделай ошибку, не иди в армию, будь дома.

Ну, целую тебя крепко.

Мой боевой счёт = 31.

Самый большой счёт в роте.

Целую. Лена.

[1]. Имеется в виду Гречко; в письме «ин» исправлено на «о» не автором.

[2] Такая дата в письме явно ошибочна; должно быть 24.7.43 г.

[3]. Слово написано неразборчиво.

40 просмотров0 комментариев

Недавние посты

Смотреть все

Александр Маркович Колосов. Письмо адресовано в с. Ейское Укрепление Краснодарского края. 1943 г. Здравствуйте, пред. совета. Первым долгом пишу это письмо, хочу знать, кто жив или нет из моих родных,

Семён Семёнович Коломоец. Письмо адресовано в с. Ейское Укрепление Краснодарского края. 26 августа 1943 г. Дорогой товарищ! Мне доказывают, что у вас, т.е. в вашем селе, проживала гражданка Коломоец с

Александр Фёдорович Чирков. Письмо адресовано в с. Ейское Укрепление Краснадарского края. 1943 г. Письмо из фронтовой жизни от Чиркова председателю с/совета. Прошу вас сообщить о моей семье, проживающ

bottom of page