- pismasfronta
Из дневника А.И. Левченко
Лето 1941 г.
Ужас! Всё перепуталось, всё летит куда-то, люди хмурые, чем-то подавлены. А всё дело в том, что началась война. 20 июня мы закончили занятия, объявили, кто перешёл, кто нет. Я уже в восьмом. А 22 июня объявили, что Германия напала на нашу Родину, началась война. Но пока никаких признаков, что идёт война, не замечаю, только то, что военные эшелоны часто уходят со станции на Краснодар. Да ещё каждый день идёт мобилизация. Папу по инвалидности не призывают. Слышу часто разговор о создании запасов продовольствия. Мы ещё не знаем, будем учиться или нет. Панических разговоров много.
Папа поздно приходит с работы. Рабочий день увеличили, страна перешла на военное положение. Вспоминаю, что нас это особо не тревожило, мы рассуждали примерно так: ну война, ну набьют Гитлеру морду, и конец. А нас война не затронет… Какая была чистой души наивность!
Осень 1941 г.
Теперь уже каждую минуту вокруг только и разговоры о войне. В школе учёбы почти нет. Учителей берут одного за другим в армию, уроки срываются. Какое-то отрешение от учёбы начинает набирать верх. Сводки информбюро рисуют тяжёлую картину боёв, пали такие города как Киев, Минск и др. Бегаем на станцию каждый день и видели уже вагон с ранеными солдатами.
В октябре призвали в армию Сашу Петракова. Весёлое настроение уступать начинает смутной действительности предстоящей беды, которая иногда всё ближе и ближе подкрадывается к нам, мальчишкам, но это порой. Во дворе вырыли под яблоней большой блиндаж. Это штаб наш и укрытие от бомбёжек.