top of page
  • pismasfronta

Пётр Лукич Печерица

Пётр Лукич Печерица (1903–1976). Родился в селе Успенское Успенского района. В 1920 г. вступил в партию. Активно участвовал в коллективизации сельского хозяйства на Кубани. В 1930 г. его избрали первым председателем крупного колхоза в станице Батуринской. Перед войной он стал заместителем председателя Краснодарского крайисполкома. С апреля 1942 г. находился в действующей армии, занимался снабжением фронтов, был членом Военного совета 44-й и 28-й армий. В послевоенный период П.Л. Печерица находился в крае на ответственной советской и профсоюзной работе. Письма адресованы его жене Анне Петровне Кузьминой.

29 января 1943 г.

Родная Анютка!

...Очень беспокоюсь о твоём ранении – шутка ли сказать, с августа по январь лежать в госпитале! А если бы ты знала, как я хочу тебя видеть – подержать в руках твою седую голову и крепко поцеловать. Ну ничего, может быть, скоро увидимся. Пиши, родная, чаще, как только получу ответ на это письмо, вышлю аттестат. Я вблизи родных мест, вступили в полосу ожесточённых боёв, но после трёхмесячного почти пребывания там, где и Борис был, здесь сравнительно легче, хотя трудности неимоверные. Ну, это ничего – радует, что очищаем советскую землю от фашистской нечисти. А запакостил он эту землю крепко.

Помимо тяжёлых моментов, приходится встречаться и с такими, от которых просто радуешься. Например, в одной станице был объявлен новый земельный закон. Колхозники, встретив его угрюмо, не сделали ни одного хлопка в честь фюрера, и больше того, после этого официального собрания созвали своё неофициальное и постановили: колхоз не распускать, «перейти на подпольную колхозную жизнь», избрали подпольное колхозное правление. Ты только подумай – подпольный колхоз во главе с правлением! В одном районе из «партизанского края» прибыла 2 месяца тому назад секретарь РК ВЛКСМ. При её участии создали партийные и советские организации, произвели расстановку хозяйственных кадров. И стоило только выбить немцев, буквально через два часа партийная и Советская власть вступила в свои права. Или вот случай: 17-летний парень организовал партизанский отряд. Об этом узнали немцы – парню всенародно дали плетей и отпустили. Он ещё энергичнее работал над сколачиванием отряда. Его товарищ оказался предателем – парня расстреляли. А отряд действовал всё время, и лично мне при занятии станицы отряд отдал рапорт о боевой работе, сдали 8 пулемётов, 24 автомата, двух предателей и одного немецкого офицера, которого они держали месяц. Но главное – самому старшему в отряде 18 лет, самому младшему – 14 лет.

9 апреля 1943 г.

Видеть тебя, родная моя Анютка, хочу исключительно, уж больно я истосковался по тебе. Вот часто закрываю глаза и вижу тебя всю-всю: твои глаза, улыбку, походку, даже когда ты сердитая бываешь.

О себе мало что могу написать – живу, как живут тысячи командиров. На первом плане – забота о людях, подчинённых. Бывает всяко – «день с квасом, день с мясом». Бывает и худо, и радостно. Испытаны и горечь поражения, когда по-настоящему плакать хотелось, и радость победы, когда танцевать даже пускался, несмотря на то, что не умею. Одно несомненно: мы стали грубее, привыкли смотреть опасности в глаза, до боли, до помутнения в глазах ненавидим немцев...

Вот сижу, пишу тебе, а кругом артиллерийская и миномётная канонада, рёв самолётов, сегодня «сопливый ганс» что-то активничает. Воспитываем людей в духе жгучей ненависти и непреклонном стремлении бить и бить немчуру в хвост и в гриву, а если и гибнуть, то гибнуть как герои, как верные сыны своей Родины.

30 апреля 1943 г.

Первомайский привет тебе, Нине, Гале, Бориске и Вале! Как хотелось бы вместе с вами, как и в прежние времена, провести этот праздник! Мои родные, дорогая Анка, ведь уже 9 месяцев я вас не видел! Вот уже год, как я в армии. Какие вы? Какой отпечаток наложила на вас война и все несчастья, обрушившиеся на нашу семью? Судя по письмам, вы люди больших душевных качеств и сильные духом. Это хорошо. Это меня несказанно радует, хорошо, что вы все вместе.

Ты спрашиваешь, почему письма долго идут, моя маленькая, вот это и несчастье наше... Я понимал это, когда был в Сталинграде – здесь было не до писем. Обстановка под Сталинградом к моменту моего приезда была жуткая – всё горело, всё бежало. Навстречу потоки пополнения. В течение светового дня мы получали по 5000 человек только ранеными! На переправах – сущий ад! Сколько раз я считал, что кончил свои счёты с жизнью, так как мне больше, чем кому бы то ни было, приходилось находиться на переправах, пробираться в Сталинград и обратно...

20 июля 1943 г.

Инициатива безраздельно в наших руках. Немца подвели нервы, сунулся (и даже высылал самолёты 5.VII и 6.VII в тыл для наблюдения, в каком направлении будут отступать красные, и не увидел этого отступления) – набили, продолжаем бить, и другие бьют смертным боем.

Мы тоже начали играть. Пока успешно. Информбюро сообщило, что в районе Изюма начались бои местного порядка, могущие перерасти в серьёзные. Посылаю газетные вырезки. Алексей знает район боёв. Читай о наших людях. Тебе, как агитатору, эти выписки пригодятся...

5 августа 1943 г.

Аналогичные твоим одолевали меня мысли в день сорокалетия. Кроме того, у меня было привходящее событие: в меня чуть не угодила мина, упавшая в 12 м от меня, но не разорвавшаяся. И вот я тоже расфилософствовался на тему: «Вот живе, живе чоловик, та й умре». Итак, сорок лет отстукало, из них, родная, девятнадцать (без малого) мы прошагали вместе, вместе! Плохо ли, хорошо – но вместе! На сороковом году фашистская гадина, принёсшая море горя нам, нашему народу, вот уже год как оторвала меня от вас. За всё это мы в землю вгоним эту коричневую мразь.

Очевидно, так же, как и ты, мы зачитывались документами об итогах двух лет войны...

3 октября 1943 г.

Я уже на Украине и не в том направлении, с которого начинал движение. Мне лично приходится трудновато, потому что до сих пор вожусь с ногой в гипсе. Сниму гипс, очевидно, днями, но придется ещё некоторое время с костылями двигаться.

Бои у нас на участке исключительно напряжённые...

6 просмотров0 комментариев

Недавние посты

Смотреть все

Александр Маркович Колосов. Письмо адресовано в с. Ейское Укрепление Краснодарского края. 1943 г. Здравствуйте, пред. совета. Первым долгом пишу это письмо, хочу знать, кто жив или нет из моих родных,

Семён Семёнович Коломоец. Письмо адресовано в с. Ейское Укрепление Краснодарского края. 26 августа 1943 г. Дорогой товарищ! Мне доказывают, что у вас, т.е. в вашем селе, проживала гражданка Коломоец с

Александр Фёдорович Чирков. Письмо адресовано в с. Ейское Укрепление Краснадарского края. 1943 г. Письмо из фронтовой жизни от Чиркова председателю с/совета. Прошу вас сообщить о моей семье, проживающ

bottom of page