- pismasfronta
Пётр Петрович Маймескулов
Пётр Петрович Маймескулов. Его боевой путь начался в июле 1942 г. На Воронежский фронт был направлен с Дальнего Востока, где проходил службу после окончания Ленинградского военно-политического училища. На переднем крае борьбы с фашизмом он был секретарём партийной комиссии, а после переподготовки – командиром стрелкового батальона. В 1943 г. Пётр Петрович участвовал в героической битве на Курской дуге. После войны жил в станице Курчанской Темрюкского района.
18 октября 1943 г.
Здравствуй, Тамара!
Мы идём по пострадавшей за два года Белоруссии и на пути встречаем сожжённые сёла и города, если и уцелеет где дом, то это редкость. Фашист в злобе идёт на всё: угоняет население, уничтожает скот, беспощадно расправляется с теми, кто хоть немножко оказывает сопротивление. Но население всё же скрывается от немцев в лесах. Часто бывает так: либо детей угонят – мать останется, либо мать угонят – дети останутся. Картина жуткая. Горе, которое переносит народ белорусский, – велико. Если бы хороший писатель написал так, чтобы душа болела и слёзы шли сами даже у тех, которые не видали горя вообще! Я не могу как-то и мысли сложить. Такая злоба, такая ярость, что в глазах темно становится. Оттого и пришёл снова сюда бить немца и буду бить, пока вся Красная армия не закончит или, вернее, не прикончит это поганое фашистское племя.
Я сейчас на прежнем месте в своей части. Друзья мои боевые встретили меня радостно. Они знали, что я приду, и ждали. Некоторых уже в живых не застал. Но те, кто погибли, – погибли только героически. Но никто у нас не думает о смерти. И ещё замечательное наше качество – это фронтовая дружба...
12 ноября 1943 г.
Сижу на корточках и при свете огня в тесной печурке пишу тебе письмо. Уже 6 утра, а на дворе ещё темно. Утро началось артиллерийско-миномётной канонадой. Это наши соседи пошли в наступление. На западе кроваво-красное зарево залило небо. Это немцы жгут деревни. Подлые души, звериные выродки. Ну, придёт час, когда весь огонь наших сердец обрушится на них.
Однажды родным П.П. Маймескулова принесли «похоронку». Семья надела траур, а вскоре неожиданно пришёл «треугольник» со знакомым почерком. Чудо? Оказалось, он был сильно ранен. После лечения П. Маймескулова отправили из госпиталя на поправку в станицу Новопокровскую, где он познакомился с Тамарой Подымой – недавней партизанкой, секретарём районной комсомольской организации. Ей и адресованы письма Петра Петровича с фронта.
20 ноября 1943 г.
Внимательно прочёл письмо твоё и думаю, почему ты недооцениваешь своей роли. Быть секретарём РК ВЛКСМ не всякому доверено, а особенно в теперешнее время. Ты хочешь выразить свой патриотизм тем, что ещё раз хочешь с нами вместе драться лицом к лицу с врагом, постоянно глядя смерти в глаза. Считаю, что ты там больше пользы принесёшь, нежели в армии. Не потому, что ты женщина, я так говорю, а потому, что ты партийный работник и делаешь большое дело. Вы, работники тыла, помнить должны, что мы живём вами. Мы сейчас смотрим вперёд и только озабочены тем, чтобы уничтожить врага, твёрдо уверенные в том, что тыл нам даст всё необходимое, иногда отрывая от себя.
В общем, спорить по этому поводу не будем, сама не маленькая, пора бы научиться правильно оценивать обстановку и своё место и не тратить зря энергию на размышления об уходе в армию. Я ценю твои чувства как выражение ненависти к врагу и любви к своей Родине. Эти же чувства вас должны вдесятеро поднять, чтобы больше давать сейчас армии. А когда придём с победой, то чтобы стол был по-кубански гостеприимно накрыт...
Прости, что задержал письмо, как говорится в песне: «К тебе от меня не простая дорога, писать мне мешают бои».
Хотелось бы ещё написать много, рассказать о друзьях, живых и мёртвых. Но ты прости меня, глаза слипаются, а впереди ещё бои. Крепко жму руку. Пётр.