- pismasfronta
Андрей Иванович Колодий
Андрей Иванович Колодий (1913–1945).Работал в Краснодаре, Алма-Ате. В 1942 г. добровольцем ушёл на фронт. Участвовал в освобождении Краснодара, Новороссийска. Сражался на «Голубой линии». Прошёл с боями Крым, Украину, Пруссию, будучи старшиной в зенитно-артиллерийских войсках. Погиб в Берлине 2 мая 1945 г.
26 января 1945 г.
Здравствуй, Оля!
Пишу несчётное письмо, от тебя же второй месяц писем не получаю. Не знаю, что и придумать. Правда, сейчас мы почту получаем довольно редко – никак почта за нами не справляется, так как по сводкам ты, наверное, знаешь о нашем продвижении вперёд. Не успеем остановиться, как вперёд и вперёд.
Население встречает неплохо – чувствуют в нас освободителей, правда, панам с приличным хозяйством не особенно нравится, но мирятся, видно, скрепя сердце.
Сейчас ходил в магазин и купил бумаги, на которой пишу, и конверт, после трёх лет войны как-то интересно, что работают магазины.
19 февраля 1945 г.
«Вот она, проклятая Германия» – так большими буквами написано на границе. Всё, что тысячелетиями создавалось русским человеком для блага народа, эти изверги нещадно уничтожили на нашей земле, а самую лучшую мебель, одежду, обувь, скот – всё это отправляли для того, чтобы жить в роскоши. Всё, начиная от самой земли, кончая лесными посадками, домами, – всё здесь угрюмо, зовёт к мести за Родину. А эти хвалёные «арийцы», стоит только посмотреть на них, как охватывает дрожь: это матери и отцы, которые воспитали зверей в образе человека, которые должны были быть хозяевами в нашей стране. Вереницей тянутся освобождённые Красной армией украинцы, белорусы, русские, поляки, французы и другие – беспредельна их радость. Для «арийцев» наступили тяжёлые дни: на западе – американцы и англичане, на востоке – русские, словаки и другие народности бьют нещадно и в хвост и в гриву. Прошли годы торжества и радости для них – теперь пусть испытают на собственной шкуре то, что испытали русские в дни оккупации.
Далёк путь, и много пройдено за время войны. Не снилось никогда побывать в Польше и Германии – увидел.
Конец войны уже виден. Дни гитлеризма сочтены, и скоро вновь возвратимся домой для того, чтобы строить благополучие для народа. Но этот конец жестоких дней будет стоить. Борьба за Одер, борьба за Франкфурт и Берлин много ещё усилий для нас будет стоить, но это не беда, задача ясна, а Берлин недалеко, это и решит бесспорно и скоро.
Ну, о себе пару слов. Со службой хорошо, чувствую себя прекрасно...


16 марта 1945 г.
Одер.
Ты, Оля, во многом права, что прошло уже 7 лет, как мы друг друга узнали, а из этого времени всего прожили каких-то 3-3,5 года, а в остальное время то в разных местах, а больше – это защита Родины. Будет, конечно, когда-то время, и мы будем счастливы и будем вместе. Это, конечно, вопрос растяжимый.
Я даже на сегодняшний день и не представляю, сколько лет Витусе и Люсе, ибо я уходил – Витуся был чуть больше куклы и карапуз, а Люси так совершенно не знаю...
Здоровье моё по-старому, только прихватил ангину, немного приболел, а остальное всё в порядке.
15 июля 1945 г.
Уважаемая тов. Колодий!
Получил Ваше письмо, в котором Вы обращаетесь с просьбой ко мне, чтобы я сообщил Вам подробности, как погиб Ваш муж. 30 апреля с.г. при штурме Берлина Колодию с группой бойцов было поручено боевое задание. Выполняя приказ, Колодий соответственно распределил порученных ему бойцов и приступил к исполнению задания. Когда задание было выполнено, в назначенное самим тов. Колодием место он не возвратился. Бойцы, ожидая его, начали поиски, но поиски оказались безрезультатными. 2 мая бойцы возвратились с задания и доложили о том, что тов. Колодий со взятым им красноармейцем не возвратились. Это было в день самых сильных боёв в Берлине.
После окончания боевых операций приказом Верховного Главнокомандующего была объявлена благодарность всему личному составу, принимавшему участие во взятии Берлина и принимавшему участие во взятии и разгроме линии обороны на подступах к Берлину. Независимо от того, что Ваш муж Колодий погиб в этих боях, я приказал отослать семье благодарность Верховного Главнокомандующего, т.е. Вам. Тов. Колодий это заслужил своим образцовым выполнением заданий командования. 9 мая в Ваш адрес я приказал отослать посылку, ещё от имени Вашего мужа, а в конце июня в Ваш адрес послана посылка от имени части. После всех поисков командир соединения полковник Пасько Вам официально сообщил о том, что Ваш муж пропал без вести. Всецело понимаю Ваше горе и разделяю его. Колодий был примерным старшиной, с любовью защищал свою Родину, был безупречным командиром. Партия и Родина этого не забудут. Постарайтесь воспитать детей так, чтобы они были достойны своего отца, погибшего при выполнении боевого задания.

