- pismasfronta
Валентин Васильевич Сырцылин
Валентин Васильевич Сырцылин. В первые дни войны ушёл добровольцем на фронт. Воевал под Ленинградом, был ранен. После ранения обучался на курсах артиллеристов. В это время гремела Сталинградская битва, и курсанты подали коллективный рапорт с просьбой направить их на фронт. Валентин Васильевич стал командиром орудия в боях за город на Волге. Вместе со своим расчётом он участвовал во многих сражениях. После войны поселился на Кубани и вернулся к любимому делу – сценическому искусству. Работал режиссёром в Домах и Дворцах культуры Хадыженска, посёлка Черноморского, являлся организатором и руководителем народного театра при ДК Краснодарского масложиркомбината.
10 мая 1945 г.
Дорогая Зина!
Даже не знаю, с чего начать – такое творится в голове. 7 мая в полседьмого вечера над Берлином заискрились сотни разрывов зенитных снарядов, сотни ракет взвились в небо, чтобы возвестить всему миру победу.
Проклятая Германия у ног – она капитулировала. Об этом никто не говорил, ведь радио оповестило нас лишь в ночь на 9 мая, но все инстинктивно почувствовали, что КОНЕЦ! Что было – передать невозможно. Из всех закоулков леса, с крыш домов города, с полян в небо взвивались одна за другой ракеты, стреляли из всех видов оружия, начиная с пушек и пулемётов и кончая пистолетами.
Но что-то затаилось в груди неясное – а может быть, это ещё не полная победа?.. В три часа ночи по тревоге проснулись мы (многие даже не дремали: все ждали именно этой ночью только одного слова – «победа»), в две-три минуты все были собраны к полковнику в комнату. На столе уже стояли бокалы с вином.
Дальше трудно без слёз рассказывать: крикнули во всё солдатское горло «ура!» – и многие тотчас же заплакали, мокрыми от катившихся неудержимых слёз лицами прижимались друг к другу, целовались по два-три раза.
Полковник вынул коробку папирос из чемодана, которая положена когда-то с клятвой – умереть в бою или вскрыть её при победе. И час этот настал...
И вот я в Берлине, в этом городе – кухне войны – как победитель, как хозяин, как мститель гордый за всё, что они нам принесли.
Именно здесь, в Берлине, решилась судьба войны. Это вечная гордость наша, что мы, а не кто другой, первыми вошли в него.
Теперь уж скоро свидимся. Скоро смогу обнять своих дорогих, так много перенёсших за эти годы. С победой, родная, жди, скоро буду! Валентин.