- pismasfronta
Денис Никитович Змага
Денис Никитович Змага. Ушёл на фронт в зрелом возрасте – тридцати семи лет, артиллерист. Дома остались жена и трое детей. С 1942 г. воевал на Донском, Степном, 1-м и 2-м Украинских фронтах, участвовал в освобождении Белгорода, Харькова, Праги, в штурме Берлина. В 1945 г. стал коммунистом. Демобилизовавшись, с 1946 г. Д.Н. Змага жил и трудился на Урале. Затем жил в станице Переясловской Брюховецкого района.
15 января 1945 г.
Здравствуй, дорогой сын Витя! Передай от меня привет маме, Любе, Люсе и Асе. Привет дедушке, тете Настеньке, Гале, Вере и Мане. Желаю тебе хороших успехов в твоей жизни и учёбе. Витя, пиши мне чаще письма, я буду рад, мы сейчас с тобой далеко находимся, и когда ты получишь письмо, меня уже в Знаменке не будет, я поеду ближе к дяде Ване. Витенька, пиши, как живёте, светит ли твой фонарик, скажи маме, пускай не скучает, кончим войну, приеду к вам с победой. Витя, прошу тебя, дорогой сын, пиши мне чаще письма, это единственная радость в моей жизни.
Целую всех, твой папа Дина.
Витя, пиши, получили вы хлебные карточки или нет.
Пиши чаще, буду рад.
Витя, проси маму, чтобы она вас всех сфотографировала и карточку вышлите мне. Пиши, выслали мне карточку, которую ты с мамой фотографировали.
Передай привет всем своим ученикам от меня, желаю им хороших успехов в учебе. Привет от меня вашей учительнице.
Целую, твой папа Дина.


9 марта 1945 г.
Здравствуй, Витя!
Привет от меня маме, Любе, Люсе и Асе. Поздравляю Любу и Люсю с днём рождения 25 марта и желаю хорошей счастливой жизни. Писем от вас в настоящее время совсем не получаю, а вам пишу часто. Жизнь моя, Витя, проходит по-прежнему в военной обстановке, жизнь очень разнообразная, всё новые и новые места. Пришлось посмотреть много разных городов, в которых не предполагал быть в своей жизни.
Витя, когда приеду, много расскажу о жизни других народов и местности. Тебе приходится горы изучать по карте, а я в жизни видел Карпатские горы. Когда вырастешь, тогда и ты везде побываешь, после войны встретимся и везде с тобой поездим. Пиши, Витя, как у тебя успехи в учёбе, учись хорошо, я буду рад. Витя, пиши за всех, как они живут. Передай привет дедушке, тёте Гале, Василию, Мане, Вере и тёте Настеньке, желаю им успехов в жизни.
Целую, твой папа Дина.

Д.Н. Змаге от сына Виктора.
18 апреля 1945 г.
Здравствуй, дорогой папа, шлю тебе привет. Папа, мама уволилась с работы, и не посадят картошку и кукурузу, будет дома. Папа, я получил сегодня твоё письмо, которое писано 9 марта. Папа, мама отказала дяде Филе шить пальто. Папа, ты пишешь, что видел горы и города, мы сейчас изучаем по географии. Папа, фонарик, тот, что отпечатывать фотокарточки, мама отдала дяде Филе, и дядя Филя дал нам 4 ведра картошки. Папа, меня вчера спрашивали по хрестоматии, я получил 4.
Папа, давай заключим договор: я перейду в 4-й класс, а ты мне вышлешь костюм за то, что я перейду в 4-й класс. Папа, Люба заболела.
Папа, ты не обижайся на нас, что мы не пишем писем, мы пишем, но оно идёт долго, до 40 дней. Папа, я сейчас пишу письмо, а у нас такой снег сильный, с первого апреля у нас каждый день идёт снег. Папа, писем мы ни от кого не получаем, от тебя, и то редко. Папа, я посылаю тебе песню «Кубанка».
Кубанка
На Кубани есть одна станица,
Над водой высокая лоза,
В той станице чёрные ресницы,
А в ресницах – карие глаза.
Я сейчас беседую с тобою,
Но другие мысли у меня,
Может, завтра в утро голубое
Оседлать горячего коня,
Может, завтра в утро голубое
Разгорится небывалый бой,
Потеряю я свою кубанку
Со своей разбитой головой.
Ты пройдёшь сквозь города и сёла,
На рысях вздымаясь на галоп,
Мы пройдём с ватагою весёлой,
Через Дон, Севаш и Перекоп.
Папа, мы выучили песню «Мы с тобой не первый раз встречались».
Привет от всех, твой сын Витя.
3 мая 1945 г.
Здравствуй, Витя и милые дочки Люба и Люся. Не обижайтесь, что не пишу часто писем вам. Пишите мне чаще, я буду рад, что дождался детей, которые сами пишут письма. Витя, учись, я доволен тобой, что у меня сын растёт – будущий защитник родины. Витя, я свой долг перед родиной выполнил, а кто выполняет, того родина не забывает и оценивает наши действия. Когда я приезжал к тебе, я имел только одну награду – медаль за Сталинград, ты её копию хранишь.
Теперь, Витя, твой папка – орденоносец. Я награждён орденом Отечественной войны II степени. Когда приеду домой, то тебе дам вторую медаль – «Победа над Германией», мы тоже должны её получить. Кроме того, Витя, я имею грамоту за взятие Берлина и грамоту за освобождение Праги, и ещё три благодарности за боевые действия на германской территории. Вот, сын, все мои заслуги, я тебе, Витя, написал, чтобы ты знал своего отца, будущего капитана. На меня послали аттестацию на присвоение звания капитана. Возможно, когда получишь это письмо, то я уже буду носить звёздочки. Тогда Люба и Люся будут дочки капитана, и ты их поздравишь.
Передай привет дедушке, Гале, Мане, Вере, Василию, Настеньке и Асе, и всем своим ребятам. Твой папа Дина.


25 мая 1945 г.
Здравствуй, Шура и милая моя семья – Витя, Люба, Люся. Привет Асе, отцу, Гале, Василию, Вере, Мане, Настеньке и всем знакомым, кто меня знает. Простите, что каждому в отдельности не пишу писем.
Письма от вас получаю в последнее время целыми пачками, очень рад, что все живы-здоровы и дождались счастливого часа, когда кончилась война.
Шура, вот и сбылась твоя мечта, война кончена, мы победили. Победа далась нелегко. Вспомни день, когда мы сидели у Колбашко, началась война, Молотов, выступая по радио, говорил: «Враг будет разбит, и победа будет за нами» (если мне не изменяет память). Враг разбит, победа за нами, но враг настолько был коварен, что когда 8.5.45 г. Германия капитулировала, на территории Чехословакии нам ещё приходилось приводить в разум коварного врага.
Может понять всю глубину радости чехословаков только тот, кто освобождал Чехословакию, был там. Наши машины украшались цветами на улицах городов Чехословакии, выходили все – и стар, и мал – приветствуя наши доблестные войска. Войска, которые стёрли с лица земли фашизм.
Когда смотришь на такую сцену, невольно появляются на глазах слёзы, слёзы от радости. Но крепкие русские люди этих слёз не показывают, а героически выполняют приказ, настойчиво движутся вперёд.
Чехия свободна, немцы тысячами, понурив головы, шагают туда, куда приказывают им русские. Нет больше Великой Германии, которая возвышала себя выше всех наций. Германия сейчас стоит пред нами на коленях, а её вояки, которые называли себя героями, больше не существуют.
Мы, русские, победили, мы хозяева, мы завоевали это право, и немцы говорят – русские «гут», т.е. хорошие, это после того, как мы их проучили.
Шура, хочется много писать, на душе много-много эпизодов военной жизни. Мой боевой путь – Сталинград, Берлин, Прага. За три года можно много видеть, и я видел, вот почему если я говорю о подвигах наших русских, то это не хвастовство, а действительность. Война кончена, но далеко от нас Россия, не беспокойся, Шура, придёт время, возвращусь в Россию, и встретишь своего друга, которого ожидала. Может быть, пройдёт ещё некоторое время, и ты встретишь меня с победой.
Извини, Шура, что увлёкся одним и ни слова о вашей жизни. Знаю, что без меня тяжело, вернусь, всё устрою, но сейчас чем сумею, тем помогаю.
В отношении работы смотри, только советую пока, до моего приезда, не выезжай с Переясловской, нельзя с такой семьёй кочевать. Пока получил от Семовских письмо на целых двух листах, всё пишет о научной работе, я ему вполне сочувствую.
Пока, целую, твой Дина.
Прости за плохой почерк, нервы успокою, почерк исправится.


