- pismasfronta
Александр Иванович Левченко. 1944 год.
1944 г.
2-й фронт
Стало известно, будто бы американцы с французами и англичанами открыли 2-й фронт, но нам это как-то ничем не отозвалось, как воевали, так и воюем.
<…>
Польша
Освобождаем Польшу, здесь хорошо живут паны и плохо – крестьяне. Мелкое слабое крестьянское хозяйство и кусочки земли. Но они, наверное, с этим свыклись. Очень радостно нас встречают, даже дружелюбно, немцев клянут.
<…>
Поляки к нам относятся очень хорошо, особенно простой люд, и всё «пан», «панове», «паненька». Изучаем польский. В Европу идём, надо все языки знать, мы ведь победители, теперь это ясно всем, ведь до границ Германии недалеко. Да и фашист уже не тот, морда бита, бежит без оглядки, иногда по сотне километров в сутки. Но ещё оказывает сопротивление, дерётся яростно, с остервенением и злостью – лютует. В обороне мы сменили 1-ю армию Войска Польского, ну с ними, как с братьями.
<…>
Ходил в штаб. Туда шёл, всё нормально. Иду обратно безо всякого, знаю всё: что, где – где наши, где немцы. И вот, не доходя до перекрёстка двух дорог, слышу вой снаряда одного, второго и разрывы, а потом налёт. Я как рванул, на кладбище бегу, а вокруг настоящий ад. Перескочил бетонную стену и сходу куда-то провалился. В темноте на что-то сел. А немец, наверное, обалдел, минут десять по этому перекрёстку вёл огонь. Артналёт окончился, я осмотрелся и понял, что я попал в склеп и уселся на один из трёх стоящих в нём гробов. Выскочил и ходу. Вернулся на НП, рассказал, ребята посмеялись от души, но мне в это время было не до смеха, молил Бога, чтоб остаться живым.
На НП ночью приехал за самогоном начальник разведки Демура, и мы встретили Новый 1945 год.