- pismasfronta
Василий Гаврилович Грабин
Василий Гаврилович Грабин (1900–1980) – известный советский конструктор артиллерийских систем, генерал-полковник технических войск, доктор технических наук, профессор, Герой Социалистического Труда, четырежды лауреат Государственной премии СССР (1941, 1943, 1946 и 1950 гг.), кавалер четырёх орденов Ленина и других высоких правительственных наград. Во время Великой Отечественной войны провёл реформу в артиллерийском вооружении РККА, разработал противотанковую пушку «ЗИС-3».
1942 г.
…Тогда, слыша в телефонной трубке слова Сталина, я сообразил, что сейчас, именно сейчас тот самый подходящий момент, когда можно поднять вопрос о нашей «незаконнорождённой» – о «ЗИС-3». Да, это был на редкость подходящий момент. И я подробно доложил о пушке, просил посмотреть её.
Сталин хоть не сразу, но дал согласие.
«ЗИС-3» и «Ф-22-УСВ» для сравнения были доставлены в Кремль. На осмотр пришли Сталин, Молотов, Ворошилов и другие члены ГКО в сопровождении маршалов, генералов, ответственных работников Наркомата обороны и Наркомата вооружения. Все были одеты тепло, кроме Сталина. Он вышел налегке – в фуражке, шинели и ботинках. А день был на редкость морозный. Меня это обеспокоило: в трескучий мороз невозможно в такой лёгкой одёжке внимательно ознакомиться с новой пушкой.
Докладывали о пушке все, кроме меня. Я лишь следил за тем, чтобы кто-нибудь что-либо не напутал. Время шло, а конца объяснениям не было видно. Но вот Сталин отошёл от остальных и остановился у щита пушки. Я приблизился к нему, но не успел произнести ни слова, как он попросил Воронова поработать на механизмах наведения. Воронов взялся за рукоятки маховиков и начал усердно вращать ими. Верхушка его папахи виднелась над щитом. «Да, щит не для роста Воронова», – подумал я. В это время Сталин приподнял руку с вытянутыми пальцами, кроме большого и мизинца, которые были прижаты к ладони, и обратился ко мне:
– Товарищ Грабин, жизнь бойцов надо беречь. Увеличьте высоту щита.
Он не успел сказать, на сколько надо увеличить, как тут же нашёлся «добрый советчик»:
– На сорок сантиметров.
– Да нет, всего лишь на три пальца, это Грабин и сам хорошо видит.
Закончив осмотр, который длился несколько часов, – за это время все ознакомились не только с механизмами, но даже и с некоторыми деталями – Сталин сказал:
– Эта пушка – шедевр в проектировании артиллерийских систем. Почему вы раньше не дали такую прекрасную пушку?
– Мы ещё не были подготовлены, чтобы так решать конструктивные вопросы, – ответил я.
– Да, это правильно… Вашу пушку мы примем, пусть военные её испытают.
Многие из присутствовавших хорошо знали, что на фронте находится не меньше тысячи пушек «ЗИС-3» и что армия оценивает их высоко, но об этом никто не сказал. Умолчал и я.