- pismasfronta
Из воспоминаний Григория Ивановича Канищева, 1940 г.р., жителя ст. Нижнебаканской Крымского района
«Станицу бомбили и обстреливали из орудий. Вой и разрывы бомб и снарядов стали частью нашей жизни. С каждым налётом и артобстрелом в дома приходило горе. Были убитые и раненые дети, старики, женщины.
Не было спичек. Чтобы разжечь печь, подростки собирали порох от артиллерийских снарядов, которые сами же и разряжали. Используя полевой телефонный кабель, путём трения о сухое дерево, как правило, столб, зажигали порох, который и использовался вместо спичек. Старший брат Сергей при очередной заготовке пороха сильно обгорел и на долгие месяцы был прикован к постели, став инвалидом на всю жизнь. Средний брат Николай подорвался на мине.
С приходом в станицу немцев жизнь стала просто невыносимой. Немцы ходили по дворам и занимались грабежом. Забирали всё мало-мальски ценное, а также скот и птицу. На всю жизнь в памяти остались их наглое: “Матка, давай курка, яйко, млеко”. Запомнилось, как оставшаяся одна-единственная курица, завидев немцев, бежала в хату, пряталась под одеяло к лежавшему в постели брату и сидела там тихо, пока немцы не покидали двор. Но однажды она пошевелилась в тот момент, когда фашист был в хате. Немец с озверевшим видом сдёрнул одеяло с постели брата, увидел курицу, схватил её и унёс с собой с руганью в адрес мамы».