top of page
  • pismasfronta

Илья Эренбург в газете "Красная Звезда"

Кубань

Четыре месяца тому назад Гитлер заявил: «Теперь Кубань стала нашей житницей». Он рано радовался: Красная армия на Кубани.

Кубань была для фрицев приманкой. Фрицам сулили сочное мясо и нежные булки, виноград и яблоки, вино и победу. Фрицы шли на Кубань, обливаясь голодными слюнками. Они не думали, что скоро наступит расплата.

«Кто знает на родине, как трудно было нам прийти в Майкоп», – писал немецкий ефрейтор. Теперь фрицы узнают, как трудно уйти из Майкопа. Теперь фрицы узнают, как трудно уйти с Кубани. Далеко они залезли: рука вора – на дне мешка. Вор не вытащит своей руки. Облава на армию фон Паулюса – только первая репетиция. Спектакли впереди. Мы научились окружать немцев, заходить в их тылы, отрезать одну немецкую часть от другой. Кубань должна стать немецким побоищем.

Кубань – широкое слово, широкий край. Белые дома в садах, арбузы на бахчах, тяжёлые колосья и мутные воды Кубани. Нелегко нам было отдать Кубань немцам. Полгода фрицы здесь хозяйничали. Они залили кровью станицы. Они обратили Краснодар в тюрьму, в застенок, в кладбище. Много русской крови они пролили. Много слёз пролили русские женщины. Теперь настал час правосудия. Мы уже отплатили немцам за Сталинград. Мы им заплатили за Дон. Идёт расплата за Кубань.

Дни становятся длиннее, короче тени. Россия должна посеять на нивах Кубани урожай победы. Танкисты идут впереди пахарей. Сапёр расчищает путь сеятелю. На Кубани разгорелся бой за наших детей, за наше будущее, за золото скирд.

Немецкие газеты заговорили по-новому. Нахалы теперь поют Лазаря: «Героическая оборона германских солдат на востоке носит легендарный характер. Там, где не хватает оружия, немецкие солдаты берутся за взрывчатые вещества. Надо хорошенько подумать, чтобы понять, что означает борьба человека с танком. А немецким солдатам приходится бороться против танков с помощью мини-гранат…» Жалкие слова! Немецкие солдаты привыкли кататься в танках. Но вдруг им предлагают идти пешком, да ещё против русских танков. О какой «борьбе человека с танком» говорит немецкий журналист? Наши бойцы шли против танков с бутылкой, и они уничтожали вражеские машины. Но у наших бойцов было великое орудие: русское сердце.

А фриц – это только фриц. Он умеет стрелять из танка, но взорвать танк, пожертвовать своей жизнью – этого он не умеет.

Почему под Сталинградом окружённые фрицы держались? Потому что генерал фон Паулюс им говорил: «Помощь уже близка». Потому что этот бравый генерал объявил в приказе: «Каждый, кто сдастся в плен, не увидит своих близких». Потому что всё тот же фон Паулюс приказал стрелять в парламентёров. Вот их «героизм».

На Кубани фрицы отступают. Конечно, они попробуют не раз остановить наше наступление: какой-нибудь кубанский фон Паулюс прикажет: «Стоп, или я убью твою фрау». Но не фрицам остановить Красную армию.

Вспомним зной и горе августа, дым, пыль, слёзы женщин. Вспомним, как нас ждут в станицах, в Краснодаре. Если усталость смыкает глаза, глаза раскроются: перед тобой Кубань. Если ноги отказывают, ноги станут крылатыми: это путь на запад. Прошлой зимой мы шли и думали: «Освободим это село или этот город». Теперь, как лавина, несётся наше Наступление. Теперь мы освобождаем не район, не город – Россию. Кубань будет нашей.

Илья Эренбург,

«Красная Звезда» от 28 января 1943 г.

14 просмотров0 комментариев

Недавние посты

Смотреть все

Александр Маркович Колосов. Письмо адресовано в с. Ейское Укрепление Краснодарского края. 1943 г. Здравствуйте, пред. совета. Первым долгом пишу это письмо, хочу знать, кто жив или нет из моих родных,

Семён Семёнович Коломоец. Письмо адресовано в с. Ейское Укрепление Краснодарского края. 26 августа 1943 г. Дорогой товарищ! Мне доказывают, что у вас, т.е. в вашем селе, проживала гражданка Коломоец с

Александр Фёдорович Чирков. Письмо адресовано в с. Ейское Укрепление Краснадарского края. 1943 г. Письмо из фронтовой жизни от Чиркова председателю с/совета. Прошу вас сообщить о моей семье, проживающ

bottom of page