- pismasfronta
Вдохновляющее мужество. Воспоминания о генерале Карбышеве.
Митрофан Алексеевич Шамшеев (1901 г.р.) – полковник, служил в 274-й стрелковой дивизии. Попал в плен 11 октября 1941 г. у д. Андреевка, содержался в концлагерях Хаммельбург и Маутхаузен.
…В нашем «пленном мире» Карбышев пользовался непререкаемым авторитетом, он был известен во всех лагерях военнопленных как мужественный, стойкий, бесстрашный генерал. Своим примером и конкретной действенной агитацией за наше правое дело он убеждал наших товарищей в неизбежном разгроме фашистской армии и призывал пленных до последнего дыхания бороться с врагом.
Февраль-месяц 1945 г. ознаменовался для нас, заключённых концлагеря Маутхаузен, большими событиями. В ночь с 1 на 2 февраля восстал двадцатый блок в количестве 700 человек: они перебили внутреннюю охрану и совершили побег. После этого события фашисты ещё больше озверели.
Во второй половине дня 17 февраля 1945 года в лагерь Маутхаузен прибыла большая группа узников из концлагеря Заксенхаузен. Через час мы узнали, что в этой группе находится генерал Карбышев.
На вечерней поверке 17 февраля прибывшая команда была выстроена на правом фланге напротив блока № 1, а затем последовала команда фашистского офицера: «Кто по состоянию здоровья не может работать – выйти из строя». Работать на фашистов никто из нас не хотел, но провокацию фашистов мы разгадали – они хотели вместе с прибывшими узниками уничтожить несколько сотен заключённых концлагеря Маутхаузен. Конечно, никто из строя не вышел. После этого всех нас распустили по своим блокам, выставив охрану у каждого блока, а команду узников из Заксенхаузена насильно стали раздевать догола. Пожарная охрана в это время готовила шланги. После вечерней поверки нас погнали на работу, в подвал лагерной кухни в ночную смену. За стеной кухни происходило зверское уничтожение узников. Наш капо по имени Ганс предупредил нас, что у дверей подвала выстроена охрана СС, и если кто-либо из нас проявит сочувствие казнённым, то он немедленно вызовет охрану.
Всю ночь были слышны душераздирающие крики обречённых, волна шума нарастала. Узников обливали холодной водой и добивали железными палками. Примерно через час шум затихал, заключённых угоняли в душевую, горячей водой их распаривали, а затем выводили на мороз и продолжали обливать холодной водой, и так повторялось несколько раз за ночь. Утром 18 февраля заработали печки крематория, и трупы были сожжены.
Эта ночь осталась в моей памяти на всю жизнь. Как тяжело было переживать гибель наших товарищей! Все мы, политические заключённые, были смертниками и смерти не боялись, но такое зверское уничтожение наших товарищей вызвало у нас бурю гнева. Все мы понимали, что каждого из нас ждёт такая же участь.
Фашисты шли на крайние меры с целью морально потрясти весь лагерь заключённых и лишить их возможности сопротивляться. Но фашисты просчитались: казнь Д.М. Карбышева и других вздыбила весь лагерь заключённых.
Ещё осенью 1944 года решением подпольного интернационального комитета начали формироваться штурмовые группы из наиболее проверенных и надёжных людей. После казни Д.М. Карбышева эти группы пополнились новыми заключёнными. Был составлен план восстания и поставлены конкретные задачи каждой группе.
К апрелю-месяцу 1945 г. штурмовые группы имели огнестрельное оружие, пистолеты и гранаты. Это оружие заключённые приносили с большим риском из оружейного склада, куда их привлекали в качестве рабочей силы. 5 мая 1945 года с появлением американского разведывательного танка заключённые восстали. Штурмовые группы развернулись в роты и батальоны, заняли оборону города Маутхаузена и круговую оборону концлагеря. Мы переживали радость победы, и каждый из нас горел желанием отомстить фашистам за жизнь Д.М. Карбышева и других наших товарищей по совместной борьбе в концлагере.