- pismasfronta
Виктор Дмитриевич Попов
Виктор Дмитриевич Попов (1923–1945) – старший лейтенант, командир огневого взвода 1-й батареи 80-го артполка 76-й стрелковой Ельнинско-Варшавской Краснознамённой ордена Суворова дивизии. Призван в армию Кропоткинским РВК в октябре 1941 г. Воевал на 1-м Белорусском фронте. Награждён орденами Отечественной войны I и II степеней. Погиб 3 мая 1945 г. в Берлине.
12 января 1945 г.
Привет с фронта!
Родные, здравствуйте! Примите горячий боевой привет от вашего сына Виктора.
Дорогие родители, сегодня у меня маленькая передышка после наступления. Прорвали оборону немцев и сейчас гоним на его территорию. Сколько взято пленных – не перечесть, и все говорят: «Гитлер капут». Сколько побили мы их! Чем дальше идём на запад, тем быстрее он драпает. Бежит почти босиком, а сапоги за плечами тащит – боится, чтобы его русский не догнал.
Своими «игрушками» я разбил два станковых пулемёта, сжёг орудие с тягачом и ещё много кое-чего. В общем, папа и мама, дела идут хорошо. Скоро будем в Берлине, а потом приедем домой с победой русских войск. Я живу хорошо. Настроение бодрое, нахожусь уже за Вислой. Пока. Целую крепко. С приветом, Виктор.
1945 г.
Привет с фронта.
Здравствуйте, родные папа, мама!
Примите горячий фронтовой привет от вашего сына Виктора.
Папа, конечно, бывают у меня такие дни, когда некогда не только написать вам письмо, а даже вообще чего-нибудь записать. Вот недавно было такое дело. Прорвали мы оборону немцев и погнали их, но они в лесу закрепились, двое суток выбивали их. Интересный, но и трудный лесной бой. Хлопцы мои выкатят пушку вперёд и бьют прямо по головам фрицев, а когда маленько затишье, то охотимся за фрицами. Как только выглянет с окопа, так ему из карабина пулю посылаем. Я с одним своим солдатом целых полчаса сидел, ждал, пока выглянет, а потом разозлился и пустил пулю в бруствер окопа, так и не дождавшись цели. Ну а с пушки мы здорово их набили. Папа, сейчас немцев далеко уже прогнали, загнали их за Одер, скоро дождёмся, что загоним и за Берлин.
Живу я хорошо. Здоровье хорошее. Кушаю тоже хорошо. В общем, дела идут как надо… Погода у нас хорошая. Днём тепло, ночью, правда, спать в ровике да в одной шинели плохо – холодновато. Но такие случаи бывают не очень часто. Сегодня, например, спал лучше не надо. Хотя в блиндаже, но на хорошей перине и под хорошим одеялом. После долгих ночей, когда спать приходилось не всегда, сегодня спал как убитый, встал, глянул на часы, а время уже идёт к обеду. Но такие дни бывают редко.
Вот и всё, дорогие родители. Будьте здоровы… Передавайте привет братишкам Володе, Шуре, Лёне и сестричке Антонине Дм. Привет бабушке Надежде Ник., тёте Дуне, Нине и всем знакомым и родным.
С приветом, Виктор Дмитриевич Попов.
30 апреля 1945 г.
Привет с Берлина!
Здравствуйте, родные!
Примите горячий фронтовой привет от вашего сына Виктора.
Папа! Получил от вас уже несколько писем, но ответа давать сразу не мог, потому что некогда было думать об этом. Всё время шли вперёд и вперёд к Берлину. И вот сейчас в Берлине. Всё население поднимает белые флаги. Когда ходишь по домам, проверяешь, не остались ли немцы в подвалах, и когда заходишь, то жители боятся нас и поднимают руки. Почему они боятся? Потому что им говорили немцы, что если русские придут, то всех будут вешать и стрелять. Нет! Они просчитались, никто их не трогает. А если кто сопротивляется, того на месте расстреливаем. Я со своими солдатами взял в плен около сотни человек.
В общем, родные, скоро конец всему этому кошмару. Я уже в Берлине. Столица Германии дрожит от нашей канонады. Немцы в ужасе трепещут перед русским оружием. Ещё несколько дней – и всё закончится. Многие вернутся с победой домой, и все будут счастливы и радостны. Папа, а сколько мы освободили наших русских девушек, женщин, детей и мужчин! Четыре лагеря освободили мы за эти бои. Папа, как они были рады нам! Целуют нас, обнимают. Предлагают кушать, выпить. А некоторые, глядя на меня, пожилые женщины, плачут и говорят: «Какие вы молодые, а уже командир, и столько воюете!» Ну, это они плачут от радости.
В каких они условиях жили – в несколько раз хуже, чем заключённые. Их жильё было всё огорожено колючей проволокой, и вот они всё время жили за этой проволокой. Работали с утра до ночи. И когда мы уходили вперёд, они прощались с нами и обещали нам самого хорошего.
Вот и все мои новости. Я живу хорошо. Правда, я вам не писал в начале месяца, я был ранен в левую ногу осколком, но было ранение лёгкое, я лечился в подразделении, в санчасть не ходил. Сейчас всё в порядке.
Высылаю вам благодарность и сообщаю: я вторично награждён орденом Отечественной войны I степени. Можете поздравить.
Папа, завтра справляю свои именины, пол-литра есть. Выпью за вас и за нашу победу. Пока, родные! Будьте здоровы и счастливы. Целую вас крепко. Ваш сын Виктор.
