top of page
  • pismasfronta

Долгожданные весточки. Часть 1.

Константин Филимонович Житников (1897–1944) – гвардии старший сержант, командир отделения разведки 183-го гвардейского артиллерийско-миномётного полка 10-й гвардейской Краснознамённой Кубанской казачьей кавалерийской дивизии, уроженец с. Ново-Полтавка Черниговского района Запорожской области. В 1931 г. переехал на Кубань. Призван в мае 1942 г. Гулькевичским РВК. Воевал на Северо-Кавказском, Закавказском, Южном, 4-м, 3-м Украинских фронтах. Награждён орденами Красной Звезды, Славы III степени, медалью «За боевые заслуги». Погиб 8 апреля 1944 г. под селом Барабой Одесской области Украины.

10 июня 1942 г.

Добрый день, любимое семейство: жена Василиса и детки Толя, Ниночка и Лёня. Сообщаю, что я пока жив, хотя не совсем чувствую себя здравым. Живём в поле. Последнее письмо я вам писал из Роговской, после этого мы были в Ольгинской. А сейчас на берегу Азовского моря. Море шумит и волнуется. Волна за волной бегут от берегов бывшей нашей родины. И наводят тоску, зная, что там, по ту сторону, хозяйничают немецкие стервятники. Но недолго им придётся топтать наши родные поля.

Теперь хочу написать вам: почему вы мне не пишете писем? Я очень обижаюсь. Неужели у вас нет времени или бумаги? Я, правда, пишу на последнем листке бумаги, больше нету. Я имею от командования благодарность за сохранность и содержание в чистоте лошади. Хотя я их раньше не любил, но сейчас полюбил. Пока всё. Пишите вы свои новости и пишите, как вы живёте, как Толька и хотя бы одно слово – забрали вы одёжу в Сивирине или нет.

Пишите, какой у вас хлеб. Здесь плохой и горький. Напишите, кто домой приехал и где Николай, он молчит. Теперь ещё напишите, кто из вас ещё работает, и что вы зарабатываете, хватает на прокормление или нет. И как у вас с налогами, обложили вас или нет? По закону не должны облагать ничем тех, кто получает пособие, но ты же жена, получаешь вообще. Пишите побольше. Пока до свидания. Целую всех крепко. Жду.

17 июня 1942 г.

Добрый день, уважаемое семейство, жена Василиса М. и детки Толя, Ниночка и Лёня. Передаю вам свой красноармейский привет и желаю вам всего лучшего в жизни вашей.

Дорогое семейство, я сегодня пишу письмо, в котором хочу вам напомнить, что сегодняшний день – день моего рождения, т.е. 46 лет. Но этот день прошёл не в таком настроении, в каком он должен быть на самом деле. Не вижу я улыбающихся лиц, которые бы меня поздравили с днём ангела, а главное, не было передо мной пирога, который бы я аппетитно покушал. Это всё потому, что мы находимся в военной обстановке. Я нахожусь сейчас в действующей армии на передовой линии, на западном берегу Азовского моря, а фашист находится на противоположном берегу. Всякую минуту нужно быть бдительным и зорко охранять свои границы.

Теперь хочу прописать одну к вам просьбу. Вы узнайте на почте, если можно, то пришлите посылку. Я очень страдаю без курева. А у вас, наверно, есть табак. За эту посылку я был бы очень благодарен. Теперь ещё хочу просить вас, не жалейте бумагу и пишите письма почаще, мне только и радость, когда получу письмо. Как будто бы я с вами поговорю. Большое спасибо Ниночке, что она всё же написала хотя бы одно письмо, которым я очень доволен. Пишите все, и каждый кладите по листику бумаги для ответа. А то я пишу на последнем листе, больше писать не на чем…

23 февраля 1943 г.

Поздравляю вас с днём Красной армии, которая вас освободила от немецких оккупантов.

Здравствуйте, дорогое и незабываемое семейство, жена Василиса М. и вы, детки Ниночка и Лёня, а также позаглазно Коля и Толик. Желаю вам в вашей жизни всего наилучшего. Первыми строками хочу сообщить, что я пока жив-здоров, нахожусь сейчас под <…>[1]… Я очень волнуюсь, не зная вашего положения после отхода немцев. Некоторым из наших друзей повезло в жизни: проезжали мимо ихних сёл, и им удалось побыть дома хотя бы по дню, по два. Но я проходил от вас очень далеко…

Бои идут сильные. Немец драпает. Это вам-то уже, наверно, известно. Я думаю, что вы получаете известия и узнаёте, что немец отступает по всему фронту. Час расплаты настал. Дорогая жена, не жалей бумаги и времени, и вы, детки, пишите почаще, я очень буду рад, ведь я и вы не писали писем уже семь месяцев, а не виделись больше года. Я думаю, что мы уже пососкучились друг за другом…

Пишите, если известно, где Коля и Толя, я от них не получал ни одного письма. За Толю только говорил Лупенко, что видел в горах, и больше ничего. Но Алексей И. Лупенко погиб…

Если, жена, получу от тебя ответ, то вышлю тебе денег хотя бы немного, рублей 500-600. Я получаю жалование 187 р. в месяц как командир отделения разведки. Сейчас я старший сержант (уже писал вам, что я получил медаль «За боевые заслуги»)…

Целую крепко всех, ваш муж и отец…

24 сентября 1943 г.

Добрый день, уважаемая жена Василиса М. и вы, детки Ниночка и Лёня. Передаю вам свой пламенный привет и желаю вам всего наилучшего в жизни…

После длинной стоянки мы уже больше месяца находимся в сильных боях за освобождение Украины. В тяжёлых боях мы продвигались всё вперёд и вперёд каждый день… На мою долю пришлось переходить Чермалык, видал знакомых греков, которые работали в Сартане. Кроме этого, переходили Козловку… Мы занимали также село Вершину, был у Панченковых, ел арбузы. После заняли ст. В.-Токмак, Черниговку…

Иван Андр. ушёл с немцами. Мать и жену бросил дома. Мать сильно плачет. В общем, много кое-чего пришлось увидать и услыхать. Мой домик пока целый. После войны приглашают приезжать. Но я об этом мало разговаривал, потому что ещё не кончена война. Если войну закончим, потом будет видно. Если живы останемся. Село неузнаваемое стало…

В этой местности немец добре похозяиновал. Правда, в Полтавке не пожёг домов, а коров забрал почти у всех, только остались, кто сховал. В Черниговке много сжёг домов, все мельницы и школы. Если ты знаешь село [Бегим-Чокрак], там осталось четыре дома целых, а то всё село сгорело, и скот забрал, чего не успел забрать, пострелял. В общем, где мы приходим, то немец палит всё подряд, сено, солому уничтожает. Всё, в общем, горит Запад. Но мы его припёрли к Днепру сейчас. Кто побыл у немцев, то больше не захочет...

[1] Зачёркнуто военной цензурой.

6 просмотров0 комментариев

Недавние посты

Смотреть все

Письмо комсомольцам-учащимся Из далёкого края, где солнца восход, Где второй мы творили победы поход, Где так неприглядна чужая страна, Где о Родине наши тоскуют сердца, В день годовщины двадцать в

Александр Маркович Колосов. Письмо адресовано в с. Ейское Укрепление Краснодарского края. 1943 г. Здравствуйте, пред. совета. Первым долгом пишу это письмо, хочу знать, кто жив или нет из моих родных,

Семён Семёнович Коломоец. Письмо адресовано в с. Ейское Укрепление Краснодарского края. 26 августа 1943 г. Дорогой товарищ! Мне доказывают, что у вас, т.е. в вашем селе, проживала гражданка Коломоец с

bottom of page