top of page
  • pismasfronta

Долгожданные весточки. Часть 2.

29 сентября 1943 г.

Добрый день, уважаемое семейство, жена Василиса М. и детки Ниночка и Лёня К. Посылаю вам фронтовой привет и желаю вам в жизни вашей всего наилучшего.

Первым долгом хочу сообщить, что я пока жив и здоров, нахожусь в той же части, а кроме этого, хочу сообщить вторым письмом, что мне пришлось побывать в Вершине, в Приски, в Черниговке у дядьки Кочубея Тытка… Ну, многих пришлось увидеть. Село стало неузнаваемое, люди также сильно постарели. Но жаль только, что мне пришлось побыть несколько часов, пришлось выпить самогону только четыре чашки у Данило Фисивного. Он работает председателем колхоза.

Дорогое семейство, за пройденный боевой и трудный путь от Ростова до Запорожья почти или, вернее, до Большого Токмака, пришлось испытать многое, но всё пришлось пережить легко и радостно, потому что мы двигались вперёд на Запад для освобождения измученной Украины, на территории которой немец забрал насильно и угнал в рабство Германии сотни тысяч молодых. И часть людей из слов тех, которые побывали в Германии и по болезни вернули обратно, а сейчас находятся в наших рядах, говорят, что дают хлеба в Германии по 300 грамм и плохой приварок, люди гибнут каждый день. Ещё хочу написать тебе, жена, что на Украине, где немец отступает, уничтожает все дома, всё поголовно горит, скот забирает, а что не успевает забрать – стреляет. Это факт налицо по пройденным сёлам. Людей остальных, кто не сумел спрятаться, угоняет в Германию. Но мы его так здесь крепко били, что он во многих сёлах не успевал не только брать, но и своё бросал. Он казаков сильно боится.

В боях за пройденный путь я представлен ко второй правительственной награде, но ещё не получил, получу – сообщу что.

Федосей тоже был в Полтавке, только на день раньше, и нам не пришлось повидаться, он оставил Луке Ив. адрес.

Теперь хочу написать, что Лёня в своём письме приглашал приезжать домой кушать арбузы и виноград. Спасибо за приглашение, я бы с удовольствием покушал, виноград особенно. Правда, арбузов приходилось кушать много, и сейчас кое-где достаём у селян, яблок мне дали в Семёновке, жена Евсея Бовта. Но где мы сейчас находимся – 40 гект. саду хорошего, немного было в саду, а то дают землячки яблоки и сливы…

5 ноября 1943 г.

Добрый день, уважаемое семейство, жена Василиса М. и детки Ниночка и Лёнечка, передаю вам боевой привет и желаю всего наилучшего. Первым долгом хочу сообщить, что я пока жив и здоров, а также сообщаю, что аж под Перекопом 4 ноября я смог получить ваши письма… Я вторично награждён правительственной наградой – орденом Красной Звезды, кроме того, хочу написать, что я знаю, что вы волнуетесь, что долго нет писем от меня, но дело в следующем. Мы когда вышли с Вербового и пошли наступать на проклятого немца, то мне было не до писем. Мы шли день и ночь. Вы же должны знать, как казаки генерала Кириченко наступают. Мы 23 октября пошли в наступление, забрали и перешли реку Молочную и пошли на Каховку, и до 3 ноября дошли до Перекопа. Немец бежит, оставляет много трофеев. Чехи, которые у него были, сдались разом, 12 000 не схотели воевать, говорят, что «руски – наш брат». Вот вы теперь представьте себе, есть ли время писать письма. Я знаю, что вам обидно, но вы меня простите. Вот остановились немного, так я и пишу письмо, хотя бы коротенькое.

На это меньше обращай внимания, что вам кто-то что-то говорит. Я, правда, видел Назирова две минуты. Налёт самолётов не дал больше разговаривать, но потом мы виделись опять. Сейчас после последних боёв я его не видел. Николай Григорьевич Жит. был в нашем корпусе ранен – уже в обе ноги, муж Дуськи Григоровой сильно контужен. Оба они пострадали под Токмаком. Это я узнал, когда пришлось увидеться с Федосеем, так он мне рассказывал, он после меня был дома вторично, т.е. в Полтавке, и видел мужа Дуськи…

Ну пока, заканчиваю, нет времени, извините, что неразборчиво, сильно спешил и темно было, читайте наугад. Пишите вы почаще письма. Пока остаюсь вам муж и отец К. Жит. Целую всех крепко. Привет Ивану и Насте.

20 марта 1944 г.

Здравствуйте, любимое семейство, жена Василиса и детки Ниночка и Лёник. Передаю вам свой фронтовой привет и желаю вам всего наилучшего в жизни.

После долгого молчания нашлось маленькое время написать вам хотя бы маленькую весточку, в которой хочу описать причину молчания.

14-II тронулись с места; 26-II форсировали Днепр и пошли в прорыв через Никополь, Апостолово, левее Кривого Рога по направлению Николаева и 18-III подошли к Бугу, правее Николаева на 50 километров. Весь этот путь проходили с боями по сильной грязи, что заставило немца бросить всё своё военное снаряжение. Своим прорывом мы разбили шестую немецкую армию, очень много побили и много пленили, вам, наверно, подробно и по газетам известно за нас. Путь наш был очень трудный и опасный, мы были всё время в тылу у немцев, но зато почётный, героический. Моих товарищей-разведчиков некоторых побило, было время, что я был один. В боях за некоторые населённые пункты сходились с немцем на 100 метров. Но я пока остался жив. Приходилось выносить из-под сильного огня подполковника Ранского с большим риском, но всё же получилось удачно, и командир был спасён.

Теперь, дорогая жена, хочу тебе написать, что мне пришлось в одном селе Апостоловского района встретить Михаила Андреевича Савостьянова. Это было так. Я с одним разведчиком заехал в село, проехали, потом остановились во дворе покормить лошадей. Привязали и пошли в дом, правда, село было всё сгоревшее, но кое-где уцелели потолки. Люди жили по две-три семьи. Мы зашли, поздоровались. Сидят завтракают мужчина и две женщины, после посадили нас завтракать. Мы сели завтракать, мужчина залез в угол тёмный и лёг, а женщины разговаривают. После завтрака начали собираться выезжать. Я вышел из квартиры к товарищу. Мужчина тоже вышел за мной и начинает спрашивать: «Ваша фамилия Житник, у вас жена есть, сын Анатолий?» Я ответил: «Да» – и спрашиваю: «Кто вы будете?» Он говорит: «Неужели вы меня не знаете? А я вас узнал». И потом сказал, кто он такой: «Будь добр, если будешь писать письмо, напиши за меня, что я жив пока, но пережил очень много». Он мне рассказал, и за него я описывать не буду, он поневоле женился, дабы быть живым.

Теперь, жена, если получишь письмо, то передай его жене привет от него и потом мне напиши за всё, как живёт его семья…

До свидания, целую всех крепко, остаюсь твой муж К. Жит. Пишите поскорее ответ.

6 просмотров0 комментариев

Недавние посты

Смотреть все

Письмо комсомольцам-учащимся Из далёкого края, где солнца восход, Где второй мы творили победы поход, Где так неприглядна чужая страна, Где о Родине наши тоскуют сердца, В день годовщины двадцать в

Александр Маркович Колосов. Письмо адресовано в с. Ейское Укрепление Краснодарского края. 1943 г. Здравствуйте, пред. совета. Первым долгом пишу это письмо, хочу знать, кто жив или нет из моих родных,

Семён Семёнович Коломоец. Письмо адресовано в с. Ейское Укрепление Краснодарского края. 26 августа 1943 г. Дорогой товарищ! Мне доказывают, что у вас, т.е. в вашем селе, проживала гражданка Коломоец с

bottom of page