top of page
  • pismasfronta

Письма тыла. Часть 4.

12 декабря 1943 г.

Родные, дорогие наши кубанцы! С Новым 1944 годом поздравляем вас. Мы, сыны доблестных казаков Пластуновского района, третий год сражаемся с озверелыми немецкими бандами. В боях с немецкими захватчиками мы прошли Сумскую, Полтавскую и Киевскую области и уверенно идём к западным границам, уничтожая живую силу и технику врага. Близится наша победа. Приближается смерть немецким собакам. Мы сражаемся, не жалея крови и жизни. Некоторые из нас не раз ранены. К вам наша просьба – больше помогайте Красной армии, этим вы приближаете час победы. Желаем вам успехов в вашей работе.

Сержант-орденоносец И.Г. Чикалов из станицы Динской; ст. сержант-орденоносец Н.В. Косорылов из хутора Красносельского; красноармеец-орденоносец П.И. Белокопытенко из хутора Красносельского; старший сержант – дважды орденоносец В.И. Бояров, рабочий совхоза «Агроном»; красноармеец-орденоносец Ф.Г. Пропенко из станицы Васюринской.

* * *

28 мая 1944 г.

Колхозникам артели «Красная Нива».

Дорогие товарищи, в нашей гвардейской части служит бывший член вашего колхоза гвардии красноармеец Борис Леонтьевич Джулай. За стойкость, умение и храбрость в бою тов. Джулай награждён орденом Красной Звезды, орденом Славы III степени и медалью «За отвагу». Мы благодарим вас за то, что вы воспитали в своей среде настоящего патриота, верного сына нашей Родины... Заверяем вас в том, что в предстоящих боях мы не опозорим честь своего гвардейского знамени.

* * *

Вазген Григорьевич Тальян. На фронте с 1941 г. В 1944 г. – курсант 1-го Ростовского артиллерийского училища.

1 июня 1944 г.

Многоуважаемый тов. Арутюнян!

Я мобилизован в Красную армию в 1941 г. и уже три года служу. Был на фронте, переносил все лишения и трудности. Теперь я являюсь курсантом 1-го Ростовского артиллерийского училища. За всё время моего пребывания в армии моя семья (жена и дочка) почти всё время находилась в большой нужде. До сих пор жене не дали никакой работы, не дают пособия, законно положенного. Она серьёзно больна, а за дочкой ухаживать некому. Это обстоятельство мешает ей утроиться на работу и хотя бы сносно жить. Я член литфонда Союза писателей, но и они никакой помощи ей не оказывают. Положение моей семьи тяжёлое, Григорий Артемьевич. Прошу Вас поинтересоваться семьёй солдата, и если можно, помочь им, чтобы я мог спокойно учиться и стал офицером. Я уверен, что мою убедительную просьбу не оставите без внимания.

Курсант Вазген Григорьевич Тальян.

Резолюция: Тов. [Кализудзе], прошу проверить и доложить.

Комментарий: Председатель Президиума Союза писателей Т.Н. Зорян обещал через литфонд оказать помощь.

* * *

А.Э. Манафов.

20 августа 1944 г.

От ст. с-та части 17272 А.Э. Манафова секретарю ЦК КПСС Армении тов. Арутюнову.

Я, А.Э. Манафов – азербайджанец, родом из Геокчая, в армии с 1942 года, год рождения – 1913-й, служу в части 17272, которая считается армянской. Дело в том, что у нас в части все команды отдаются на русском языке, бойцы-армяне друг другу объясняют и понимают, читают газеты, а я совсем не знаю ни армянского, ни русского языка. С нашей части отправили группу азербайджанцев в азербайджанскую часть, а я с тремя азербайджанцами остался в этой части.

Я Вас прошу, если можете, то сделайте так, чтобы через Вас меня перевели в родную для меня часть.

К сему, А.Э. Манафов.

Резолюция: Перевод производится через командование данной части.

* * *

В.Ф. Сергеев – старший лейтенант, уроженец Щербиновского района Краснодарского края. Призван в армию в 1939 г. Участвовал в обороне Москвы, Сталинграда, разгроме Корсунь-Шевченковской группировки, освобождении Минска, Вильнюса, Ковно.

8 сентября 1944 г.

В Щербиновский отдел гособеспечения.

Здравия желаю, тов. председатель!

Во-первых, разрешите познакомиться с Вами. Это письмо пишет старший лейтенант В.Ф. Сергеев, бывший учащийся Старощербиновской средней школы, ныне воин Красной армии, участник Отечественной войны. Шесть лет прошло [с тех пор], как я выехал из станицы в армию, где и нахожусь по сей день. Четвёртый год ведём освободительную войну по освобождению нашей любимой Родины от ненавистных врагов, злодеев-фашистов. Я участник героической обороны Москвы, Сталинграда, разгрома Корсунь-Шевченковской группировки, перехода государственной границы в Румынии, освобождения Минска, Вильнюса, Ковно и др. районов нашей необъятной Родины. В боях за Советскую Родину получил три ранения.

Из читки газет я узнал, что оказывают помощь семьям фронтовиков, и любо читать такие строки. А когда получаешь письма из своей станицы – в них читаешь жалкие и обидные строки, которые возмущают нас, фронтовиков. Исходя из этого, я охарактеризую немного «житьё-бытьё» своей матери-старушки, которая воспитала для нашей Родины десять сыновей и дочерей и которая до сих пор не заслужила должного внимания, осталась без крова после изгнания немецких варваров из родной станицы. Исходя из этого, делаешь себе вывод, и становится так горько и обидно.

И ещё злее становишься в уничтожении немецко-фашистских мерзавцев. Моя мать-старушка вырастила для Красной армии сыновей-воинов, которые защищали и защищают нашу любимую родину. Два моих брата погибли ещё в первые дни войны. Один – инвалид Отечественной войны, который находится сейчас в станице дома, а трое братьев вот уж вышли к границе Восточной Пруссии, ждём приказа о её переходе, чтобы быстрее ворваться в его логово для окончательного его уничтожения. После всего этого перечисленного становится очень и очень жаль мать-старушку, которая не заслуживает внимания, никому не нужна, и никто ею не интересуется. Как она живёт? Дом разрушен оккупантами, а время идёт к зиме, она не получает по несколько дней хлеба и пр. Неужели такая мать не заслуживает внимания? Я сначала хотел всё это написать в центральную газету, но пока сдержался и решил прямо Вам написать это письмецо, надеюсь, что разрешим этот вопрос другим методом. Прошу и ещё раз прошу о рассмотрении этого вопроса и уделить чуточку внимания матери фронтовика. Немедленно сообщите мне о принятых мерах: п.п. 21668, ст. л-ту В.Ф. Сергееву. Если же меры не будут приняты, я это через печать, если же и это не поможет, тогда буду ходатайствовать перед командованием об отпуске меня домой, где я лично познакомлюсь со всеми обстоятельствами. Прошу Вас мне сообщить о принятых мерах.

Пока кончаю, больше писать нет времени, жду с нетерпением ответа.

До свидания.

С фронтовым приветом, ст. л-нт Сергеев.

22 сентября 1944 г.

Краснодарский край, Щербиновский отдел гособеспечения.

Уважаемый товарищ Сергеев!

Отвечаем на Ваше письмо, что мать, проживающая в ст. Старощербиновской по ул. Красной, получает в первую очередь всё то, что мы получаем в районе, – как промтовары, так и другое. Вашей матери через отдел гособеспечения была выдана помощь: юбка, кофта, а также и через сельпо – платок, для детей и внуков одежда. Матери зимой 1943–1944 годов оказывали помощь продуктами через отдел гособеспечения, а также и через колхоз. Матери для ремонта дома через отдел гособеспечения было отпущено 1000 рублей денег, а также сейчас оказываем помощь матери – хлеб по установленной государством полной норме.

Дорогой тов. Сергеев, Вы в своём письме обижаетесь, что о Вашей матери абсолютно никто не заботится, это неверно. Может быть, того, что мы оказываем, недостаточно, по-вашему. Мать никогда нами не забывается, но сейчас в наш район и вообще не так много поступает продовольствия, и снабдить потребность матери не можем.

Зав. отдел. гособ., инспектор [подпись].

13 просмотров0 комментариев

Недавние посты

Смотреть все

Письмо комсомольцам-учащимся Из далёкого края, где солнца восход, Где второй мы творили победы поход, Где так неприглядна чужая страна, Где о Родине наши тоскуют сердца, В день годовщины двадцать в

Александр Маркович Колосов. Письмо адресовано в с. Ейское Укрепление Краснодарского края. 1943 г. Здравствуйте, пред. совета. Первым долгом пишу это письмо, хочу знать, кто жив или нет из моих родных,

Семён Семёнович Коломоец. Письмо адресовано в с. Ейское Укрепление Краснодарского края. 26 августа 1943 г. Дорогой товарищ! Мне доказывают, что у вас, т.е. в вашем селе, проживала гражданка Коломоец с

bottom of page