top of page
  • pismasfronta

«Война налетела на нас, как смерть»

Идея Валентиновна Морозова (1924 г.р.) – уроженка Читы. В 1941 г. окончила 9-й класс, собиралась летом работать пионервожатой. Добровольцем отправилась на фронт, окончила курсы медсестёр. Прошла всю войну, освобождала Украину и Польшу, принимала участие в боях за Берлин. Победу встретила в Праге. После войны один из спасённых ею танкистов нашел её, они поженились и прожили вместе 58 лет.

…Война налетела на нас, как смерть, и мы особенно поняли, как бесконечно дорога нам отчизна, как много она дала нам, какой любовью к ней горят наши сердца.

Поправив бинты перевязки

кровавой,

Спросил командир боевой:

«Кто первый рванётся на берег

на правый

Сквозь толщу стены огневой?»

И, сталь автомата воинственно

тронув,

Шагнул Василий вперёд.

И с ним Иванов, Петухов

и Семёнов –

Лихой комсомольский народ.

Четыре героя на береге правом

Врага отвлекали стрельбой,

И наши полки навели переправу

И ринулись в яростный бой.

А. Безыменский

778 дней длилась гитлеровская оккупация Киева. Уже в первые дни оккупации в Бабьем Яру погибло 52 тысячи советских граждан, а всего за два года было замучено и сожжено свыше 100 тысяч человек. Кроме того, в Дарнице оккупанты уничтожили более 70 тысяч военнопленных, в районе Сырецкого концлагеря – свыше 25 тысяч человек, в Кирилловской больнице умерщвлено 800 больных, а на территории Киево-Печерской лавры убито около 500 мирных граждан. Всего от рук фашистских оккупантов погибло 200 тысяч человек, 100 тысяч были насильно вывезены в Германию, где сотнями и тысячами гибли угнанные от голода, умирали под пытками в застенках гестапо. Фашистская пропаганда разжигала национальную вражду между советскими людьми разных национальностей, особенно старались оккупанты поссорить украинцев с русским народом.

Захватчики разрушили и уничтожили свыше 800 предприятий, сожгли 40% жилых домов, превратили в развалины 140 школ, множество других учреждений, разграбили музеи и театры.

Разгромив врага под Орлом и Белгородом, под Харьковом, Богодуховом и Ахтыркой, войска Красной армии преследовали отступающих к Днепру гитлеровцев. Наш госпиталь входил в 40-ю армию Воронежского фронта, наступающего на Киевском направлении. В результате стремительного наступления и ожесточённых боёв были освобождены города Конотоп, Бахмач и Нежин – важнейший пункт обороны немцев на пути к Киеву. Из санотдела армии получили приказ развернуть госпиталь в Нежине. Раненые поступали большими партиями – по 400-600 человек в день. Для выполнения огромной работы требовалось невероятное усилие всего коллектива госпиталя. Нередко под бомбёжками, обстрелами, без отдыха и сна, с полным самопожертвованием отдавались медики своей работе. Большое значение для раненых при шоке, большой потере крови имело переливание крови, которая доставлялась на фронт самолётом, однако в боевых условиях бывали и перебои. Мы, молодые хирургические сёстры, становились донорами.

Войсками Воронежского фронта (20 октября переименованного в 1-й Украинский) была поставлена задача быстрее выйти к Днепру, форсировать его и создать на правом берегу плацдарм, не дав неприятелю занять оборону. Днепр – одна из важнейших рек в Европе, считается стратегическим оборонительным рубежом, называемым Восточным валом.

Как нам стало известно, Гитлер в Берлине клятвенно заявлял нацистам, что скорее Днепр потечёт вспять, нежели русские преодолеют его. Но наши войска в быстром темпе с боями двигались к Днепру.

На обочинах дорог ставились щиты с надписями: «Даёшь Днепр», «Днепр близко, вперёд!».

В ночь на 21 сентября несколько смельчаков, среди которых был Вася Трушечкин, Герой Советского Союза (после войны я училась с ним в Московской с/х академии имени К.А. Тимирязева; он защитил докторскую диссертацию, работал директором НИИ плодоводства Нечернозёмной зоны), на досках направились к правому берегу. Когда они достигли середины реки, их обнаружили вражеские прожектора. Ударили пушки, миномёты, застрочили пулемёты. Вода закипела от взрывов. Но никто не повернул назад. На берегу ребята стремительной атакой захватили плацдарм и удержали его. За смелость, инициативу и находчивость бесстрашных сынов Родины представили к награде. Их примеру последовали подразделения пехоты. С этого плацдарма и началась битва за правый берег.

…Глубокая осень. Киев только что освободили от фашистов. Войска уже ушли, на полуразрушенном Крещатике развёрнут госпиталь Красного Креста, и мы, молоденькие медсёстры, в редкие часы отдыха прогуливаемся по древнему городу. Вдруг – о чудо! – в подвале на улице Красноармейской работает фотостудия с трофейным оборудованием. И вот в растерзанном войной городе безвестный фотограф делает снимки прекрасных нимф-медсестёр. Лишь гимнастёрка и погоны напоминают, что на дворе – немирный сорок третий. А нам всего по девятнадцать лет, и пусть работаем мы медсёстрами хирургии по двенадцать-шестнадцать часов в день – улыбка перед немецкой камерой почти безмятежная.

Впереди у меня и подруг – вся Европа, которую пришлось прошагать без виз и загранпаспортов, в обозе военного госпиталя.

Наш госпиталь разместился в домиках 1-й рабочей больницы, а нас – двоих медсестёр – устроили в больнице, в доме по ул. Артёма. Хозяйка квартиры рассказала нам, что много дней не прекращалась стрельба в Бабьем Яру. И стояли столбы смрадного удушливого дыма – фашисты сжигали трупы убитых людей. Туда по улицам Артёма и Мельника днём и ночью вели жителей города разных национальностей, а больше всего – евреев. Среди них были женщины с детьми на руках. И никому оттуда не было возврата, кроме одного ребёнка, которого женщина удачно бросила в толпу жителей. Вооружённая немецкая охрана, к счастью, этого не заметила.

27 ноября у памятника Тарасу Шевченко состоялся общегородской митинг, на котором командующий 1-м Украинским фронтом генерал армии Н.Ф. Ватутин от имени всех войск поздравил киевлян с освобождением родного Киева от немецко-фашистских захватчиков и провозгласил славу героям Киевской битвы.

На земле освобождённого города киевляне произносили клятву. Вот её слова: «На высоких киевских горах, увенчанных алым стягом, стоим мы и смотрим на восток. Там земли великого русского народа. Оттуда пришла свобода. И в освобождённом Киеве от всего сердца славим вечную дружбу и союз бессмертных народов – русского и украинского. Всенародно подтверждаем: свобода и счастье Украины – в непоколебимом союзе с русским народом и всеми советскими народами-братьями. Всенародно клянёмся крепить этот священный и благотворный союз. И клятву свою завещаем нашим детям, нашим потомкам на веки вечные».

Нельзя не вспомнить о «матче смерти», который состоялся в Киеве на стадионе спортивного общества «Динамо».

Немцы решили устроить матч между киевскими динамовцами и одной из самых лучших армейских команд – «Люфтваффе», где были и профессиональные футболисты. Немцы запугивали, предупреждали киевских динамовцев, что если они выиграют, повесят их на воротах. Поэтому киевляне с большим трудом достали красные футболки и гетры, белые трусы – форма сборной СССР. Как был ненавистен красный цвет оккупантам! Перед началом встречи в раздевалку вошёл судья – не в традиционной форме арбитра, а в форме гестаповца, и приказал приветствовать, как у них: «Хайль Гитлер». Когда команды выстроились, немцы привычным жестом вскинули руки вверх. Наши ребята трижды прокричали традиционное «физкульт-ура!». Это была прямая демонстрация, но немцы якобы её простили, памятуя, что в игре всё встанет на свои места. Немцы сразу начали жёстко и быстро – они знали, что у киевлян, измождённых и голодных, мало силёнок, к тому же они давно не тренировались. Гитлеровцы повели в счёте, первый тайм – 3:2. Несмотря на угрозу расправы, динамовцы решили непременно выиграть и победили во втором тайме – 5:3. Озверевшие фашисты бросили киевских футболистов в концлагерь на Сырце, а потом расстреляли их. Макару Михайловичу Гончаренко, участнику «матча смерти», чудом удалось спастись.

9 просмотров0 комментариев

Недавние посты

Смотреть все

Письмо комсомольцам-учащимся Из далёкого края, где солнца восход, Где второй мы творили победы поход, Где так неприглядна чужая страна, Где о Родине наши тоскуют сердца, В день годовщины двадцать в

«Здравствуй, дорогой солдат! Сердечно благодарим тебя за мужество и смелость! Каждый день ты рискуешь своей жизнью, спасая наши, отстаивая земли нашей Родины! Твоя служба нелегка, но очень важна. Мы г

Анна Борисовна Мазохина – ударник коммунистического труда, труженик тыла, мать - героиня. Родилась в Брянске. В 1942 г. вступила в партизанский отряд. С 1962 г. живёт в Ленинградском районе. 1941 г. 2

bottom of page