- pismasfronta
«Целую крепко-крепко!..» Часть 1.
Илларион Михайлович Самсонов – гвардии старший лейтенант, командир взвода связи, уроженец с. Чернолесское Ставропольского края. На фронте с 1941 г. Погиб 7 января 1944 г. Похоронен на братском кладбище с. Михальцово Невельского района Калининской области (в настоящее время – Псковская область).
25 августа 1941 г.
Пущено сие письмо 25.8.41 г. от Иллариона М. Посылаю вам, любимая Ксеня Андреевна, а также любимым деткам Тоне и Маичке [привет], а также целую крепко-крепко! А также посылаю свой чистосердечный привет маме, Ульяше, ихним деткам Рае и Коле, Михаилу С., Анастасии А. и ихним деткам <…>[1], Вове и Рае. Желаю вам всем наилучших успехов в вашей повседневной жизни, быть здравыми навсегда. Я также пока в настоящее время жив и здоров.
Ксеня, я для вас с этим письмом посылаю денежный аттестат, который ты отнесёшь в военкомат, и каждый месяц будешь получать 450 руб. Надеюсь, что этих денег тебе хватит с избытком. Справку я тебе уж давно выслал заказным письмом. Ксеня, я твою просьбу удовлетворил целиком и полностью, осталась моя просьба не выполнена тобой, ещё раз прошу, вышли зимний костюм, брюки и гимнастёрку, можно и сапоги. У нас принимают посылки, должны принимать и у вас, если не будут принимать посылку на почте, то обратись в военкомат, и там разрешат выслать военные вещи, обязательно разрешат. Если нельзя всё сразу выслать, т.е. в одной посылке, высылай две посылки, но перечисленное вышли обязательно и немедленно.
Из Нахичевани выехали в направлении Джульфы. Мой адрес: 206-я полевая почта, 230-й отдельный батальон связи, Илларион Михайлович Самсонов.
Крепко целую вас всех и несчётно раз тебя, Ксеня, жму крепко ваши ручки, Ксеня. С приветом, И.М. Самсонов.
Пиши чаще письма, не дожидаясь ответа, у тебя больше свободного времени. Ларя.
28 марта 1942 г.
Здравствуй, любимая Ксеня! Это пишет Ларя. Спешу передать тебе и своим деткам Тоне и Маичке свой чистосердечный привет и наилучшие пожелания вам в вашей повседневной жизни, быть здравыми всегда. Я также пока в настоящее время жив и здоров. Ксеня, передай от меня привет <…>[2]. Желаю всем наилучших успехов, а также быть здравыми навсегда.
Ксеня, я уже тебе писал о том, что фото ваше семейное я получил, которому был очень рад и доволен, и долго смотрел на вас в ожидании вашего разговора, но ничего не мог дождаться, только и того, что в ваших глазах отпечатки будничной жизни. Да, она другая, и, быть может, потому, что я пока не с вами. Ксеня, разве непонятно, что я также имею жажду в любви, и не меньше ваших поцелуев я подарил бы <…>[3]. Но об этом в настоящее время мы только можем думать и говорить через стену, а стена, которая преграждает нас с тобой, – это немецкие [изверги], кровавый Гитлер. Но какими бы ни были его жестокости, всё равно не уйти ему с головой от Красной армии и всего советского народа. Смерть немецким оккупантам! И если я погибну в бою, то об этом тужить не нужно, а вспомните добрым словом, а если буду живым, тогда мы снова заживём кипучей радостной жизнью и будем любоваться нашими наследниками, которых воспитает родина-мать СССР.
Ксеня, я также от тебя получаю письма нормально, но всё же ты редко пишешь, пиши чаще. Ксеня, тебе должно быть известно, что я пришёл в свою старую часть, где и ты работала, а отсюда и адрес мой новый, который я тебе выслал, но письма я получаю пока по старому. Ксеня, я написал Татьяне Васильевне письмо, в котором сообщил, что «Ксеня проведает вас», и я надеюсь, что они тебя встретят так, как меня. Но придётся тебе выбрать время после того, как ты посеешь что-нибудь в огороде по собственному желанию. Я знаю такую поговорку: что посеешь – то и пожнёшь. А весна уж начинается, становится тепло.
Ксеня, с 1 мая ты будешь получать по аттестату 300 рублей, так как старые заменяются новыми. Ксеня, ты во многих письмах просишь меня, чтоб я сообщил тебе, когда можно будет приехать ко мне. Я это, конечно, сообщу, когда будет можно, а сейчас пока нельзя, воспитывай хорошенько наших деток, следи, чтоб Тоня хорошо училась, а Маичка чтоб не простудилась, ведь она такая прыгуха, только держи… Вот это твоя ответственейшая задача, и я надеюсь, что ты эту задачу с честью выполнишь. А я на своём посту постараюсь не отстать от тебя.
Вот всё, что я мог сообщить тебе в своём письме. С тем пока до свидания. Крепко-крепко целую тебя, моя голубка Ксеня, и своих деток. Твой муж И.М. Самсонов.
Ксеня, Ларя любит тебя и деток.
22 мая 1942 г.
Пущено сие письмо 22 мая 42-го г. от твоего любимого Иллариона Мих. Посылаю тебе, дорогая и любимая Ксеня Андреевна, а также своим деткам Тоне и Маичке [привет], всех вас я крепко целую и жму вашу правую ручку. Желаю вам наилучших успехов в вашей повседневной жизни, быть здравыми навсегда. Я тоже пока в настоящее время жив и здоров. Ксеня, передай привет от меня маме, Ульяше и ихним деткам, Анастасии и её деткам, Вере и её дочке Нюсе, а также всем родным и знакомым. Желаю наилучших успехов в вашей повседневной жизни, то есть в [жизни] твоих родных и знакомых.
Ксеня, я получил от тебя письмо, в котором ты пишешь, что многие повыходили замуж, у кого корова есть или свиньи. Я в этом не сомневался и заранее предвидел. Это и знал, что может многих постигнуть. Тебя, золотце, я знаю хорошо, и никаких замечаний не было. Но чем чёрт не шутит, и я написал тебе эту нотку, Ксеня, всё то, что было по-хорошему, так и будет хорошо. Но не смей зазнаваться, ведь ты хорошо знаешь меня, я очень добрый, когда всё идёт хорошо, а если что не так, то я беспощаден.
Ксеня, и ещё мне стало обидно: когда я нахожусь в военной обстановке, а война лёгкой не бывает, я вижу многих, у которых мужья служат, а они продажные шкуры, не теряя ни одной минуты, ищут себе наслаждения, а муж воюет, защищает её счастливую жизнь. Но для неё этого мало, и она ищет <…>. Ксеня, но я об этом писать больше не буду. Я и то знаю, что у тебя голова на плечах есть, и она обдумает, что нужно.
Ксеня, из письма мне известно, что огород <…> взошло, и мне радостно за то, что вы имеете у себя кое-что. Это много значит. Ксеня, напиши, сколько ты получаешь по аттестату и на сколько подписалась на заём. Я подписался на 650 руб., а аттестат тебе выслал на 500 руб…
Ксеня, я написал тебе два письма коротких, да и нельзя было больше писать, было некогда. Сама знаешь, война, и снаряды песни поют, и вот, выбрав более свободную минуту, я пишу более подробно.
Ксеня, я выслал тебе несколько листов бумаги бандеролью, как получишь, дай ответ. Ксеня, только пиши чаще письма, не ленись. Ксеня, чтоб я тебе рассказал, сколько у меня накопилось слов! Этого ты не можешь даже представить, ну что ж, коль живы будем, то расскажем, а если нет, то кто-нибудь расскажет о наших делах. Ну а пока до свидания. С приветом и крепким поцелуем, твой любимый. Пока. И.М. Самсонов.
Ксеня, пиши чаще письма, пиши подробней, жду ответ, Ларя.
[1] Написано неразборчиво.
[2] Написано неразборчиво.
[3] То же.