- pismasfronta
Анатолий Сергеевич Чернов. Часть 3.
Анатолий Сергеевич Чернов – старший радиотелеграфист, командир отделения радио. Родился 14 ноября 1919 г. в с. Проказна Лунинского района Пензенской области. На фронте с 1941 г. Воевал на Юго-Западном, Ленинградском, Калининском, 1-м Белорусском фронтах. Победу встретил в г. Познань (Польша). Награждён орденами Красной Звезды, Отечественной войны II степени, медалями «За отвагу», «За оборону Москвы», «За освобождение Варшавы». В 1950 г. окончил Казанский юридический институт, был избран членом Краснодарского краевого суда, в 1953 г. назначен заместителем начальника Управления министерства юстиции по кадрам.
30 апреля 1943 г.
Здравствуйте, дорогие папа и мама. Шлю вам свой фронтовой привет и поздравляю с праздником 1-го мая. Праздник встречаем в довольно мрачном месте: в болоте, в лесной глуши, где и в мирное время живой человек показывался раз в год, да и то какой-нибудь заблудившийся охотник. Но всё же, несмотря ни на что, праздник встречаем с хорошим настроением, с бодрым духом и здоровым телом. Правда, празднество наше лишь немного напоминает наши празднества дома, до войны, но всё же обещают и нам дать что-нибудь возбуждающего, около двух маленьких на брата.
Дорогие папа и мама! Как бы хотелось быть вместе с вами и вместе встречать праздник. Поговорить о прошедшем и настоящем и наметить планы на будущее. Но раз невозможно, то и говорить об этом не будем. Придёт время, когда сядем за широкий стол, выпьем, вспомним прошедшую войну, вспомним пережитое. Я живу, как и раньше. Понемногу работаю, но всё же мало. Думаю скоро начать побольше. Конечно, жив, здоров. Собираю появившиеся первые цветы. Уже начинают распускаться лиственные деревья. Дни стали такие тёплые, что ходим целый день раздевшись. Я даже ухитрился два дня позагорать на солнце, но чуть было за это не поплатился.
Когда есть газеты, то устраиваем коллективную читку. Мне, как лучшему чтецу, приносят газету, и начинается наш «политчас». Особенно всех интересует и волнует вопрос о подготовке Германии к химической войне против СССР. Эта подготовка уже сама за себя говорит, что Германия выдохлась, что дальше так вести войну она не может, потому бросается на крайнее средство: химию.
Это лето 1943 г. и зима должны окончательно решить вопрос о разгроме Германии и её союзников. Да и что говорить, ведь если бы не авиация, давно бы катились немецкие армии в свой любимый «фатерлянд». Я всё же не теряю надежды в 1944 г. вернуться и быть вместе с вами на параде 7-го ноября.
Дорогие папа и мама! Что-то сейчас у вас делается в Чебоксарах? Как вы живёте? Писем от вас я ещё не получаю. Но за ними давно уехали и вот-вот, со дня на день ожидаем приезда нашего почтальона. Мне, наверное, писем 12 будет сразу, как и в прошлом году. Но, несмотря на задержки писем, думаю, что у вас всё благополучно, и сами вы живы и здоровы.
Папа и мама, посылаю вам свой портрет. Похож он на меня, правда, мало, но как будет лучше, так пришлю. На улице сейчас дождь, сырость. Не хочется из землянки выходить. Но завтра погода обещает быть хорошей.
Пишите, как живёте. Пишет ли вам тётя Фаня? Я от неё получил письмо не так давно.
Ну, на этом кончаю. Жду с нетерпением ваших писем. Остаюсь любящий вас сын Толя. Х.-М.
8 мая 1943 г.
Здравствуйте, дорогие папа и мама!
Шлю вам свой фронтовой привет и желаю всего наилучшего в вашей светлой и честной жизни.
Дорогие папа и мама, писем от вас я по-прежнему не получаю. Да и никто почти не получает. Вероятно, лежат где-то, забытые всеми.
Сегодня утром радио принесло радостную весть: союзные войска заняли Бизерту и Тунис. Думаю, что с Африкой в ближайшие дни всё будет кончено. А там нужно ждать и удара по материку. Как он будет произведён – увидим впоследствии. Я лично думаю, что он будет комбинированным. С юга – по Италии, с запада и северо-запада – по Франции. И мы, конечно, с востока нажмём. Недаром гады о мире поговаривают. Все хлопцы от этого лета ждут чего-то особенного, выдающегося. С выходом приказа т. Сталина № 195 ещё усиленнее стали изучать свою технику, своё оружие. Стремимся взять от нашего оружия всё, что оно только может дать.
Живу я по-прежнему. Жив, здоров. Иногда мечтаю о будущей жизни с концом войны. Задумаешься: а что будешь сразу делать, как домой приедешь? Буду работать, а по вечерам учиться, в ин-т готовиться. С большим удовольствием сейчас бы занялся, но обстановка и отсутствие учебников не позволяют.
Дорогие папа и мама, если будет возможность доставать чистой бумаги, то доставайте, на черчение чертежей пригодится.
Пишите, как идут у вас дела. У нас дела хорошие.
Приветов передавать не от кого, так как писем нет. До свидания. С приветом. Любящий вас сын Толя.
P.S. Вчера получили новое обмундирование. Теперь ходят все, как перед парадом, все в новом.
Толя.
14 мая 1943 г.
г. Холм.
Здравствуйте, дорогие папа и мама. Получил вчера вечером целую пачку писем. Одно от вас (за 21.3.43), одно от тёти Фани, за декабрь 1942 г., и три от Зернышкиной Пр. Фёдоровны. Теперь, пользуясь свободной минутой, отвечаю на все письма сразу.
Во-первых, спешу поделиться с вами своей радостью – с окончанием военных действий в Тунисе. Теперь война не проходит где-то за тысячи километров от фашистского логова. Теперь она приблизилась к самой берлоге кровавого зверя. Теперь как никогда сильно запахло вторым фронтом. Создавшаяся обстановка заставит пошевелить тупыми мозгами Фрицев и Гансов, заставит задуматься о грозящей опасности. Заставит увидеть встающего над Германией призрака военного поражения. Начало военных действий в Европе – это начало конца фашизма. Дело только во времени – когда? Чем скорее, тем лучше.
Дорогие папа и мама, растёт и крепнет надежда, что 1943 г. будет годом гибели фашизма. Это какое-то необъяснимое предчувствие. Поэтому я совершенно согласен с вашим выражением: «Надежда – великая сила. Она вселяет бодрость и уверенность в достижении цели». Дни теперь стали почти летние. День за днём становится всё теплее и теплее. Снова появился бич болот – комары. Сегодня обрил голову, поэтому приходится то и дело хлопать себя по лысине, спасаясь от укусов, а они с каждым днём всё злее и злее.
Листья на деревьях стали уже большие. Появилась густая, сочная трава. Приятно после долгой зимы вытянуться на чёрной земле и уткнуться носом в траву. Лежать и вдыхать аромат родных полей, цветов. Слушать, как поёт-заливается на кудрявой берёзе соловей. В такие моменты хочется мечтать о будущем, говорить о мирной жизни, труде, учёбе. Иногда я представляю, как я, окончив ин-т, еду на работу. Устраиваемся все трое вместе, начинаем спокойную, полную довольства жизнь. Кончить войну, окончить вуз, стать инженером – цель, которой я должен достичь. Эту задачу я поставил, и я её разрешу.
Дорогие папа и мама, не нужно жалеть, что переехали из К. Ко мне всё равно приехать невозможно. Я – как птица перелётная: сегодня здесь, через неделю в другом месте. Возможно, что я к вам скоро приеду. А это вероятно.
Я жив, здоров, живу по-старому. Немцы сейчас взялись обстреливать наши позиции, то и дело в воздухе слышно свист и рёв снарядов и мин, разрывы далеко, метров за 800-900.
Пишите, как вы живёте. Что слышно новенького? Папа, если есть возможность, то пришли, пожалуйста, несколько примеров по математике. Хочется поработать, но не с чем.
Посылаю своё фото. Вышел плохо. Но лучше пока нет. Пока до свидания. Остаюсь любящий вас, сын Толя.
P.S. Комары заели окончательно.
31 мая 1943 г.
Здравствуйте, дорогие папа и мама!
Шлю вам свой сердечный привет.
По-прежнему не получаю от вас писем, чем это объяснить, не знаю. Не могу найти объяснение задержкам. Находясь в таком положении, просто не знаешь, о чём же писать. О здоровье – но раз пишу, значит, живой и здоров. Живу по-старому. Только в ещё большем болоте. Интересно, когда жил дома, то не замечал ни болот, ни комаров. А теперь, как хватил сполна, так они надоели, что кажется, мёдом корми, а жить здесь в будущем не буду. Уж мы с вами устроимся где-нибудь поюжнее, где не так много подобной гадости: на Украине, Молдавии, Кубани и т.д. Сделаемся оседлыми жителями. А пока… Пока надо бить немцев. Сильнее бить, чтобы скорее наша многострадальная советская земля очистилась от фашистской падали. Помимо того, что мы громим немцев, мы одновременно занимаемся и «мирным» трудом. В 5-10 км от передовой сеем картошку, огурцы и прочие овощи. Так что и в этом отношении не отстаём от тыла. Теперь поднялась густая трава, скоро начнём сенокос. Уже кое-где готовят косы и ремонтируют сенокосилки.
Дорогие папа и мама, мы поставили себе задачу как можно лучше выполнить в мае приказ т. Сталина. И вот вчерашнее парт. собр. с гордостью отметило, что дисциплина наша резко скакнула вверх. У многих появился молодцеватый вид. Идёт полным ходом учёба. Даром времени не теряем, даром хлеба не едим.
Пишите, дорогие, как живёте. С нетерпением жду от вас какой-нибудь хотя бы весточки. Сильно скучаю по вам. Питаю надежду в скором времени увидеть вас, покататься на велосипеде, засесть основательно за учебники, ибо соскучился по ним я основательно. Ну, пока до свидания. Остаюсь любящий вас сын – Толя.