- pismasfronta
Леонид Филиппович Киселёв
Леонид Филиппович Киселёв (1918–1943) – старший лейтенант, командир батальона. Родился в Ямало-Ненецком районе Омской области. Погиб 17 марта 1943 г.
Николай Филиппович Киселёв – гвардии лейтенант, начальник разведки 2-го дивизиона 486-го гвардейского миномётного полка 7-го гвардейского механизированного корпуса. Родился в 1923 г. в Омской области. Пропал без вести в 1945 г.
Братья служили рядом и писали по одному письму на двоих. Письма адресованы сестре Капитолине Филипповне Порошиной в Салехард.
15 февраля 1943 г.
Здравствуй, сестра Капа и племянница Надя!
Во-первых, сообщаю, что жив, здоров, чего и вам желаю. Капа, сообщаю, что твоё письмо получил 9.1.43, за что большое-большое командирско-братское спасибо. Знаешь, пришёл из боя, так устал, что сил как будто больше нет, и тут начпочты говорит: «Тебе, адъютант, письмо от какой-то Порошиной», ну, у меня сразу усталость как-то пропала: от тебя письмо! Это то, чего я жду всегда с нетерпением, больше ни от кого не получаю ни одного письма. С Леонидом виделись недавно, разговаривали по телефону.
Возможно, живы будем, так будем и вместе. Спасибо за сообщённые новости, за адреса.
Как жалко, что погиб Лёнька Тимофеев, славный был парень, деловой. Где Нифон Вокуев? Борису сейчас тоже напишу.
Капа! Я перевёл денег ещё маме 1500 рублей, а тебе 800 рублей, так что скоро получите к 23 февраля.
Да! Ты спрашиваешь, у меня сохранились письма Клавы Тимофеевой?
Капа! Если ты знаешь, что такое первая любовь, то вот я испытал это чувство с ней, она тоже была такая, как и я тоже, что называется, в нервы – но не о брачной постели я пишу, а о чувстве, я думаю, она это тоже теперь поняла, и добром или худом, но всё же когда-нибудь да вспоминает. Я, правда, часто вижу её во сне, и вспоминаются те позы, те лобзания, тот трепет наших юных сердец. Вот так я часто после боя думаю о ней.
Ну, Коркина – это скромная, но стеснительная девушка. Она нас разделила с Клавой. Но я её не виню, она была тогда мне хорошим другом, а когда я пошёл в армию, то она даже и слезы не уронила, а Клава плакала и посылала мне воздушные поцелуи, я это видел, когда пароход отходил, мы тоже плакали. А поэтому я прочёл, что для Таси я был просто друг – временный, увеселял её, хотя я сам тогда об этом думал, как бы повеселиться. Что скажешь, детство покидало меня, а юношество брало меня в свои руки. Ты не смейся над этими словами, я говорил их из глубокой души.
В общем, кто из них меня любит, тот и победит. Я уже не могу сказать о своей скромности. У меня нет времени, так дай Клаве мой адрес, пущай попишет и пришлёт мне фото.
От Коркиной ничего?! Она мне ничего не пишет. В общем, они обе для меня дороги, но кто из них победит, или они оставят меня! Правда! В общем, кто любит, тот друга не забудет.
Капа! Один раз рождаешься, один раз умираешь, в жизни два раза не умирать. Это наша с Леонидом поговорка. Жив-здоров, твой брат Колька Киселёв.
23 февраля 1943 г.
Здравствуй, Капа!
Во-первых, сообщаю, что мы с Леонидом живы и здоровы, чего и тебе желаем. Ты не удивляйся, что адрес Леонида, а я пишу, ему было некогда, он пошёл в бой и передал мне это, вот я и пишу письмо.
Капа! Письмо я твоё получил и, как помню, ответил, но пишу ещё. Денег я тебе перевёл, ещё буду переводить, но ведь нужно и переводить матери, и Надежде, так мы с Леонидом по очереди посылаем вам.
Капа! Почему не пишет никто из девчат? Я на них сильно обижаюсь. Напиши Клавке, почему она не пишет, а в записках, ты читала, «люблю да люблю». Это было всё детство, а теперь юношество. Я далеко от вас, и все забыли, я воюю и, возможно, погибну, и я больше не нужен, ну, останусь живой, так я с ними посчитаюсь.
Привет всем учителям. [Пойду] в бой за вас.
Помни, Капа, что твои братья Николай и Леонид отомстят за твоего погибшего мужа! Смерть за смерть! Кровь за кровь! Вы помогайте фронту, мы отомстим за вас.