- pismasfronta
Михаил Усанов
Михаил Усанов – краснофлотец Краснознамённого Балтийского флота. Награждён медалью «За боевые заслуги».
1942 г.
Родная, любимая Натка! Здравствуй, моё солнышко! Здравствуй, моя рыженькая детка. Пишу и не уверен опять, что ты получишь.
Не знаю, почему так редки письма от тебя: или теряются в пути, или ты, роднулька, редко пишешь и совершенно хочешь меня забыть. Натуся, трудно выразить на бумаге карандашом всё, что чувствуешь и переживаешь. Радостных дней мало, больше суровых и трудных.
Сейчас у меня изменён адрес, а именно: К.Б.Ф., ВМПС № 1108, п/я 1312. Краснофлотцу <…> (неразборчиво) Усанову.
Натуля, я надеюсь, что ты в Алапаевске, и советую не покидать его, хотя и трудно без друзей, но иначе нельзя. Относительно фронта – не спеши, учти физическое состояние и пр. Трудное время, родная, согласен, но я верю в светлое будущее человечества, верю, что частичку солнечных дней захватим и мы.
Родная, напиши подробно по этому адресу, хочется всё-всё знать, что делается у тебя. Часто вижу тебя во сне. Любимая, как хочется видеть тебя!
Дома всё рассыпалось. Дочка умерла в мае, я тебе сообщал телеграммой. Женька – на торфоразработках, отец, мать и сестра – у немца, брат «отдал концы».
Нам нужна громадная выдержка, чтобы держать себя на должной высоте. Как никогда, отдавать себе отчёт в обстановке. Прошу тебя, мой рыжий командирчик, не волнуйся сильно за родных, ведь помнишь наши разговоры? На днях постараюсь сколотить энную сумму и переслать тебе. Не вздумай на меня обижаться, я по-старому твой от и до. Постарайся никуда не ездить из Алапаевска, это трудно для тебя, но это надо. Разгромим фашизм, заживём счастливо, коротко и ясно. Солнце, воздух и пр. не только для немцев, а для всех. Пиши почаще, моё золотко. Больше критики к себе. Живу пока что на плав. единице, здоров, что будет завтра и дальше – трудно сказать, но я родился под «счастливой звездой». Натка, родная, любимая, ласковая ты моя, ты мне мать, ты мне сестра, ты мне друг и товарищ, ты для меня самое большее после слова «Родина». Понимаешь?..
Кончаю. Пиши. Люблю! Целую крепко-крепко родную седенькую детку. Твой всегда Мишка.
30 декабря 1942 г.
Родная, любимая Натка! Мой дорогой рыжий командирчик! Безгранично рад за тебя, за Славика. Чувствую тебя рядом, совсем близко.
Сегодняшняя ночь напоминает о Чукотке, малость пуржит, и слух воспринимает знакомую мелодию далёкого края, сблизившего, соединившего два любящих сердца. Хочется помечтать.
Натуля! Ведь ты моя везде и всегда. Выразить всё трудно, да и не надо, сама знаешь. Прошу об одном, постарайся применить свои медицинские способности и энергию на месте. Относительно сюрприза надеюсь на 1943 год.
Фрицев и Гансов с удовлетворением душил бы и рвал голыми руками, а вот делаю другое дело (нужная, говорят, сиди и не рыпайся), мирюсь с этими доводами. Я прекрасно понимаю твои стремления. У меня старики тоже остались у этих людоедов ХХ века, брата нет, дочки нет, за всё это стоит мстить без конца погани. Эх, да что там говорить, знаешь, родная, всё! Славику и его половине горячий привет, Оле тоже. Пиши почаще. Подробно напиши о дальнейшем. Наша встреча будет в 43-м году. До свидания, целую без счёта любимую, твой Мишка.
А с Новым годом и не поздравил, вот свинья! Забыл, поздравляю и т.д.!