top of page
  • pismasfronta

Анатолий Сергеевич Чернов. Часть 8.

Анатолий Сергеевич Чернов – старший радиотелеграфист, командир отделения радио. Родился 14 ноября 1919 г. в с. Проказна Лунинского района Пензенской области. На фронте с 1941 г. Воевал на Юго-Западном, Ленинградском, Калининском, 1-м Белорусском фронтах. Победу встретил в г. Познань (Польша). Награждён орденами Красной Звезды, Отечественной войны II степени, медалями «За отвагу», «За оборону Москвы», «За освобождение Варшавы». В 1950 г. окончил Казанский юридический институт, был избран членом Краснодарского краевого суда, в 1953 г. назначен заместителем начальника Управления министерства юстиции по кадрам.

11 марта 1944 г.

Здравствуйте, дорогие папа и мама!

Шлю вам свой сердечный привет с пожеланием всего самого наилучшего в вашей жизни. Получил недавно ваше последнее письмо от 18.2.44, на которое спешу сейчас ответить. Сейчас уже ночь. Я сижу один в землянке; стоят передо мною две бензиновые коптилки, светло, как в церкви, и пишу письма всем, кому «должен». Один я потому, что все мои орлы уехали на учения на сутки, ну а я остался. Поэтому и один.

Дорогие папа и мама! Здесь стоит настоящая весенняя погода. Днём тепло, снег тает, к ночи морозит. Солнышко греет так сильно, что приятно становится выйти в одной гимнастёрке, встать в забытье и греться – хорошо. Весна – какое радостное, хорошее слово: обычно у человека с этим словом связано понимание чего-то хорошего, чистого, светлого, подающего надежды на лучшее. Так и мы будем ждать хорошую весну, такую, которая принесёт, наконец, нам желанную победу над подлым врагом.

Наступают Украина и Белоруссия, сдают немцы город за городом, область за областью. Недалёк день, когда наши милые бойцы вступят на территорию Румынии.

Они, я думаю, уже сейчас с ужасом прислушиваются к грохоту канонады, несущейся с советско-немецкого фронта. Смотри, румын – война пришла к твоему дому, отвечай теперь за свои разбойничьи действия. Придёт такое же время и для немчуры, будете помнить Россию.

Дорогие папа и мама, недавно у нас было кино «Учитель» – замечательная картина. Смотришь её, а у самого сердце разрывается. Или нервы стали слабее, или ещё что, но очень грустно становится после такой картины. Ночь не спишь после неё, да и никто не спит. Разбирают детали картины, вспоминают свою прошлую и настоящую жизнь. Чувствуется, что у всех задета какая-то скрытая чувствительная струна. Дорогие папа и мама, мы, возможно, скоро просто переменим квартиру. То и дело к нам в гости приезжают большие гости, смотрят, проверяют, обещают. Да и пора уже, сколько можно здесь быть!

Изучение французского языка идёт полным ходом. Уже знаю 200 слов, читаю довольно сносно. К маю наша группа должна уметь читать любой текст без запинки и ошибок. Наш учитель нами очень доволен. Этот язык мне очень нравится, он лучше немецкого, хотя немного и труднее его.

Недавно получил письмо от тёти Фани, большой вам от неё привет…

Ну, пока до свидания, пишите, как вы живёте, как проходит ваша работа. Пока до свидания, остаюсь с приветом, любящий вас ваш сын Толя.

27 марта 1944 г.

Здравствуйте, дорогие папа и мама! Шлю свой сердечный привет с поздравлением с новой победой – взятием г. Проскурова. До румынской границы осталось 25 км. Трепещи, немец, близок час расплаты, пришла война, которую ты сам начал далеко на Востоке, и к твоему звериному логову.

На деле сбылись слова великого Сталина: наступил и на нашей улице праздник, ведь что ни день, то радость; то один, то другой, а то и сразу несколько городов освобождаются Красной армией. Хорошо. Легко и радостно становится на сердце, когда, читая утром сводку Совинформбюро, слышишь, что ещё многие тысячи советских людей освобождены от фашистской неволи, что взяты богатые трофеи, что враг, бросив всё, в панике бежит. Уже наши у стен Николаева, Каменец-Подольска, вступили в Одесскую и Львовскую области. Будет памятен нашим врагам 1944 год. В этом году русские армии отучат воевать против СССР всех, кто воюет. Внукам и правнукам закажут трогать Россию.

Дорогие папа и мама! Получил сегодня ваше письмо от 15.3.44. Сейчас же, используя выходной день, спешу ответить.

Бандероль вашу я получил, бумага, конверты, клей, перья – всё на месте. Большое-пребольшое вам за него спасибо. Теперь я бумагой обеспечен на долгое время, перьями и конвертами – тоже. Клей, именно такой клей, мне очень нужен. У моих часов стекло целлулоидное, самодельное, выточенное из куска прозрачной брони с самолёта. Я клей, чем можно было бы его приклеить, нигде найти не мог. Теперь я его приклею. Теперь я как клеевой магнат, держу в руках всю клеевую промышленность нашего подразделения, теперь все владельцы часов зависят от меня, ведь почти у всех стёкла верёвочкой к часам привязаны.

Дорогие папа и мама, вы предупреждаете меня, чтобы я, занимаясь французским языком, не забывал и вражеский язык. Милые, когда мы пойдём по его территории, мы больше будем с ним разговаривать языком штыка и гранаты под похоронную для немцев музыку – «Катюшу». Она им, пожалуй, больше понятна, чем что-либо другое.

Я вспоминаю один любопытный случай. Это было летом, в августе-месяце, незадолго перед штурмом города. Недалеко от нас остановилась агит. летучка и начала передачу на немецком языке. Играют марши, фокстроты, а под конец заиграли «Катюшу». До сих пор немцы молчали, слушали, но тут, видно, нервы у них не выдержали, такой огонь открыли, что и при наступлении такого не было. Очень им не нравится русская музыка. Но знать немецкий язык, конечно, нужно, он и в будущем будет нужен. Во французском языке я добрался до спряжения глаголов. Здесь у меня небольшое затруднение с окончаниями, что меня и задерживает.

Дорогие мама и папа, здесь наступила настоящая весна, снег тает, садится; солнышко сильнее стало пригревать, но по ночам бывает хороший мороз, такой, что даже за уши хватает, особенно тех, у кого они большие. Жаль, что и в эту весну не придётся видеть ледоход на Волге, как льдины лезут одна на другую с рёвом, скрежетом… Дух захватывает, когда подобную картину видишь. Ну ничего, придёт время, попутешествуем, как бывало раньше, и по Волге, и по морю, по Кавказу и степям, быть может, и за границу удастся попасть. Только бы скорее война заканчивалась!

Дорогие папа и мама, получил недавно письма от тёти Фани и от тёти Моли из Москвы. Она недавно вернулась от дяди Вани, были в Киеве, Житомире, сейчас едет в Саратов. Адрес дяди Вани – «Полевая почта 92169».

Я живу по-старому, никаких изменений нет пока; наверное, придётся готовиться к майским праздникам здесь, на берегу этого озера.

Я получил также два письма от Кати, большой вам передаёт привет. Её комсомол направил работать в школу ФЗО воспитателем в один из аулов. Пишет, что работа тяжёлая, нервная, с воспитанием ничего не получается.

Пишите, дорогие. Жду вашего письма… Пока всего хорошего. До свидания.

Остаюсь с приветом, любящий вас сын Толя.

6 апреля 1944 г.

Здравствуйте, дорогие папа и мама!

Шлю вам свой сердечный привет с пожеланием всего доброго в вашей жизни. Дорогие папа и мама, хочу поделиться с вами своей большой радостью: наши войска перешли госграницу, форсировали реку Прут и успешно бьют мамалыжников и бошей на румынской земле. Вот оно, возмездие! Вот она, расплата за всё зло, за насилие и издевательства над нашим многострадальным народом! Радостно и приятно сознавать, что если хоть не ты сам, но твои товарищи бьют эту нечисть за границей.

Ну, теперь и союзники должны будут что-то предпринять. По-моему, они неспроста заняли остров у берегов Югославии. Высадят десант в Югославии и общим фронтом с нашей армией, разгромив Румынию, ударят по Венгрии. Недалеко и до второго фронта. Только скорее бы они начинали!

Дорогие папа и мама, жизнь моя идёт по-старому, даже обидно за себя становится. Другие воюют, освобождают Родину, а мы как встали и стоим, стоим, дурака валяем. Занимаемся оборудованием лагерей до оскомины, до отвращения… Целые дни только для себя и работаем: портим лес, дерём дранку… Да что об этом писать! Но надеюсь, верю, что мы здесь ещё немного просидим. Найдётся и нам работа, и работы этой непочатый край. Мы ещё покажем, как воюют «старички»…

Я получил письмо от тёти Фани. Пишет, что письма от вас получает. Шлёт вам большой привет и зовёт к себе.

Ну вот и всё. До свидания. Остаюсь любящий вас, ваш сын Толя Б.

P.S. Сегодня в нашем клубе идёт кино «69-я параллель». Играет радиола. Хорошо.

Толя.

30 апреля 1944 г.

Здравствуйте, дорогие папа и мама! Шлю вам свой сердечный привет и поздравляю с наступающим праздником 1 мая. Этот праздник мы встречаем уже третий раз в условиях фронтовой жизни, в лесу, в землянке, вдали от родных и знакомых. Но всё же, несмотря ни на что, мы празднуем этот праздник за нашим небольшим столом, в небольшой, но дружной компании. Стол накрыт небогато, по-военному: немного яичек, немного вина, хлеб, молоко. Но не в этом дело. Начинаются воспоминания, рассказы, обмен мнениями. На некоторое время как бы забываешь про кошмары войны, про бои, про всё, что приносит боль, тоску, нагоняет грусть. Как бы я хотел в этот момент быть вместе с вами, смотреть на вас, держать ваши руки в своих руках, сидеть с вами за одним столом!

Дорогие папа и мама, хочется думать, что следующий май будем встречать вместе. Эх и хочется!

У нас здесь весна начинает претендовать на лето. Снег сошёл, остался кое-где в лесу, озеро вот-вот вскроется. Целый день, утро и вечером птички поют, солнышко пригревает. Уже приятно посидеть на брёвнышке в тиши. Но ночью холодно. Вот сейчас, в 11.52 ночи, луна светит, звёзды мерцают, вода в лужах замёрзла – мороз.

Дорогие папа и мама, я живу без каких-либо существенных изменений, нового нет. Пишите, как вы живёте, как встречаете май. Пишите больше, ибо я от вас уже давно не получаю писем, с 28.3.44. Да и вообще все мы не получаем писем. Лишь сегодня, 30.4, принесли целую кипу на взвод, а мне, как нарочно, ни одного.

Пишите, дорогие, жду ваших писем…

До свидания. Привет от тёти Фани, Веры и Владика, привет от Кати.

Остаюсь с приветом, любящий вас сын Толя.

7 мая 1944 г.

Здравствуйте, дорогие папа и мама! Шлю вам свой сердечный привет с пожеланием всего доброго в вашей жизни. Получил сегодня ваше письмо от 26 апреля, за которое большое и большое спасибо. Сегодня, в выходной день, спешу ответить и рассчитаться со всеми «литературными долгами». Недавно я получил от тёти Фани письмо. Его писали все трое – она, Вера и Поля. Посылают вам большой привет и ожидают к себе после окончания войны – на отдых, на поправку: кушать фрукты, виноград, любоваться снеговыми вершинами Кавказа. Что ж, если всё хорошо обойдётся, то можно будет удовлетворить их желание. Только бы скорее война оканчивалась!

У нас здесь весна настоящая. Снегу совсем мало, озеро вскрылось, стоит, воды полное. Сегодня тепло, как летом, правда – то дождь, то солнце, погода переменная, но дело всё-таки идёт к теплу, к лету, к победе!

Теперь надо открывать рыболовный сезон. Рыбы в озере великое множество – щука, сазан, лещ и т.п. Нужно только умело взяться за дело.

Дорогие папа и мама, я сегодня написал рапорт о предоставлении мне 10-дневного отпуска для поездки к вам, что из этого выйдет – не знаю, но надежды не теряю на хороший исход. Я уже и по карте наметил, где и как можно проехать. И через Муром, и через Саранск, и даже на Горький, а там на пароходе до Чебоксар доехать. Лишь бы пустили, а уж доехать – как-нибудь доехал бы. У нас уже много есть счастливцев, которые ездили домой, виделись с родными и близкими. Приезжают и рассказывают, что видели, как люди живут. Слушая их, завидки берут. Скорее бы совсем! А ведь теперь, пожалуй, недолго ждать осталось. Это затишье, на мой взгляд, – последнее затишье перед ураганом, который начнётся одновременно и с востока, и с запада, и с юга. Всё говорит за это: и приказ т. Сталина, и выступление т. Вышинского на пресс-конференции в Москве, где он сказал, что «пришло время для нанесения решительного удара с Запада», – это ведь не просто так сказано, а о чём-то говорит. Ну а если союзники начнут действовать в июне, то в августе-сентябре можно надеяться и на заседание за круглым столом где-нибудь в Европе. У нас только об этом и говорят.

Дорогие папа и мама, я живу по-старому. Нового ничего нет, но кое-какие сдвиги к лучшему есть; есть кое-какие намёки на старое житьё. Пора, сколько можно здесь, в тылу, штаны просиживать!

Пишите, будет ли у вас в этом году огород и какой. Если нет, то постарайтесь приобрести, это дело очень хорошее и здорово помогает при теперешнем положении. Я сделал ряд выписок о том, как нужно вести посадку картофеля, лука и других овощей. Если не читали, то прочитайте «Правду» за 13.4.44 г. – статья академика Лысенко, и за 5.44 г. – статья профессора Дунина. Статьи очень интересные, полезные, и их советом не мешало бы воспользоваться. Я недавно получил письмо от П.Ф. Зерн. из Калинина, пишет, что она всё же «выхлопотала» Катю в Калинин, послала ей вызов и теперь ждёт её к себе. Жить будут вместе в городе.

Дорогие папа и мама, пишите, как у вас дело с питанием, где продукты берёте – на базаре или в распреде. Как вообще живёте, какие цены на товары и продукты? Пишите обо всём, ибо всё интересует солдата, что бы где ни происходило.

Ну а пока – всего хорошего. До свидания.

Остаюсь любящий вас сын Толя.

2 просмотра0 комментариев

Недавние посты

Смотреть все

Вячеслав Всеволодович Cтроков – уроженец Ленинграда, капитан, командир взвода артиллерии 10-й стрелковой дивизии 63-го стрелкового полка 23-й армии Ленинградского фронта, затем командир батареи, начал

Виктор Трофимович Дружинец. 24 декабря 1944 г. Добрый день, мамаша, а также сестрёнка Тамара! Шлю я вам горячий привет! Сообщаю вам, что я жив, здоров, чего и вам желаю в вашей жизни. Первым делом соо

Михаил Дмитриевич Левченко. Письмо адресовано в ст. Екатериновскую Крыловского района Краснодарского края. 24 декабря 1944 г. Привет из Польши. Здравствуйте, дорогая маманя. Шлю я вам пламенный солдат

bottom of page