- pismasfronta
Дневник. Агафон Трифонович Крюков. Часть 1.
Агафон Трифонович Крюков. Родился в 1913 г. на х. Овчинников Ростовской области. Красноармеец, служил в 99-й стрелковой дивизии 473-го артиллерийского полка. Погиб 5 декабря 1944 г. в Венгрии. Награждён орденом Красной Звезды, двумя медалями «За отвагу».
18 октября 1941 г.
…В первых строках своей записки сообщаю вам, что я пока благополучен.
…Леночка, нам слышно, что дома настроение очень аховое. Дорогие мои родители и жена Леночка да сыночек Петя, в случае какого несчастья прошу вас не срываться с места.
Завтра 19.Х.41. Пожалуй, нас отправят в путь.
Кланяюсь всем-всем-всем, а сыночку – бессчётно. Пока. Простите. Крюков.
22 октября 1941 г.
Добрый день, многоуважаемая моя супруга Леночка и сынок Петя, а также папаша и мамаша и все сродственники. В первых строках своего письма спешу сообщить о том, что я пока жив и здоров. Вместе с товарищем Ромоховым прибыли в Константиновку. Я попал в кав-ю. На этом шлю пламенный привет сыночку и вам, Леночка. Папаше и мамаше низко кланяюсь. Ваш супруг Крюков. Позже ожидайте ещё письмо, от вас письма я пока не ожидаю.
25 октября 1941 г.
Добрый день, многоуважаемые мои родители, жена Леночка и сыночек Петя. Сообщаю вам, что мы с Константиновки сегодня, 25.Х.41 г., пошли вперёд. Со мною вместе в одном взводе тов. Ромахов, Крюков Никита Тихонович, Жиров Саша с Колодезного. Письмо пускаю через товарищей, более писать некогда. Наш полк в действии, и мы туда командируемся. Привет вам всем. Низко кланяюсь. На этом прощай, Леночка, и ты, сыночек Петя. Жив буду, вернусь, т.е. по окончании.
15 ноября 1941 г.
Добрый день, многоуважаемая моя супруга Леночка и сыночек Петя, равно папаша и мамаша, а также все сродственники. От всей души и моего сердца посылаю вам горячий пламенный привет и крепко целую вас.
Ты, моя супруга Леночка, и сыночек Петя, сообщаю вам, что я жив и здоров, причём пятого ноября я был в боевом крещении, т.е. под огнём противника. Также жив тов. Ромохов Я.Д. Описывать больше нечего, положение вам ясно. Ожидаю от вас письма с описанием всего подробно. Я нахожусь сейчас в г. <…>.
Мой адрес: Действующая Кр. ар., П.П.С. № 997 73 К.П., Крюкову А.Т.
На этом до свидания. Ваш супруг Крюков. Жду ответ (сладостно). Сердце моё тревожит очень и очень. Я скучаю по вас.
1941 г.
Добрый день, многоуважаемая моя супруга Леночка и сыночек Петя, в первых строках моего письма спешу сообщить о том, что я пока жив, но здоровье моё больное слегка. В данное время я нахожусь в госпитале г. Борвенцов.
На этом посылаю вам поклон – папаше, мамаше, сестре Варе и всем остальным, а вас, Леночка и сыночек Петя, крепко целую. Жалко, что я не могу получить никак ваше письмо...
22 февраля 1942 г.
Пущено письмо 22 февраля 1942 года. Добрый день, многоуважаемая моя супруга Леночка и сыночек Петя, равно папаша и мамаша, также все остальные. Шлю вам всем горячий пламенный привет и заочно целую тысячу раз лично вас, моя супруга Леночка и сыночек Петя. Начиная писать письмо, я сильно тревожусь, тогда как все мои мысли мечтают о семействе, и они бродят дома, в глазах моих стоит, что вот мой сынок Петя играет передо мной. Одумаешься – да, возле меня родных нет никого. Во сне мне снится, что я дома. Вижу тебя, Леночка, и сыночка Петю. А проснусь – аж досадно станет.
Леночка, всё описать трудно, но для вас и так понятно положение. Это военное дело, для нас, конечно, лучше, если бы быстрый конец последовал войне, и мы бы работали обратно по-прежнему.
Доброе моё семейство, вас интересует моё положение. Нужно сказать откровенно: в данное время я ранен, лежу на лечении. Но не волнуйтесь.
Мне обидно, что за шесть месяцев я от вас ни одного письма не получил, не позволяет положение, потому что место моё менялось. Даже своих товарищей я не вижу.
На этом прошу передать поклон тёте Куле и моей трактористке Вале, Мане и всем остальным. На этом ещё раз бессчётно раз целую вас и желаю вам хорошего здоровья. Я желаю видеть вас. На этом до свидания. Город Старобельск, Ворошиловская область. Ваш папа Крюков А.Т. Письмо не пишите, адреса нет.
Леночка, однажды я видел сон: наша хата, на месте её нет, а у Скоробогатова к коридору приставлены доски обгорелые, чёрные, а наш Ваня Шлянинов будто б ранен и находится дома…
Шлю привет и крепко целую родителей и сродственников. Передайте поклон на хутор Овчинников тёте и в Терновскую Поле. Привет Кузнецову Назару Алексеевичу. Пока, до свидания. Крюков.
1 марта 1942 г.
Добрый день, многоуважаемая супруга Леночка и сыночек Петя, равно папаша и мамаша, сестра Варя, Маня, Паша, Саня, брат Назар, племянница Клава, Зоя, Нина, Сима, тётя Куля, тётя Маша с детками, тётя Аксюта с детками. Всем вам шлю горячий пламенный привет и низко кланяюсь. Дорогая моя Леночка и родимая моя крошечка сыночек Петя. В первых строках моего письма спешу сообщить о том, что я жив и нахожусь в госпитале. За пять месяцев моей службы я ни одного письма от вас не получил.
Я очень и очень по вас соскучился и желаю знать домашние обстоятельства, но не знаю, каким родом получить от вас письмо. Леночка и сыночек Петя, я сейчас нахожусь в Грузии около г. Тифлис, т.е. в сторону несколько км – в городе Телави.
На этом простите, Леночка и сыночек Петя. Заочно целую вас и жду письмо по адресу: Грузинская АССР, г. Телави, П.Я. № 27, корпус 28, 1-й госпиталь, палата № 2, Крюкову А.Т.
18 марта 1942 г.
Добрый день, многоуважаемая моя супруга Леночка и сыночек, моя сладость Петя. В первых строках моего письма спешу сообщить о том, что я пока жив и нахожусь в госпитале г. Телави.
Сегодня я пишу письмо и желаю пустить его с моим тов. из Сталинградской области. Этот товарищ едет в отпуск домой по болезни, он ранен в руку, пальцы его не работают.
Леночка! Ты есть сердце моё, верная моя супруга. Сладость моя – сыночек Петя. Сегодня я вам опишу мой путь и дорогу. С Зимовников я с Ромоховым Я.В. пошли в часть через Константиновку, город Шахты, затем город Новошахтинск, и в часть на пути мы потеряли насмерть три наших товарища, затем прибыли в часть, наутро нас обстреляли с пулемётов немецкие танки, и мы возвратились обратным путём в наступление, мы были правее Ростова, затем вошли в Сталинскую область, затем в Харьковскую обл. Вот тут под одним населённым пунктом меня ранило осколком мины в зад, в мякоть правой половины. Ранен я 30 января, а сейчас в госпитале. Здоровье моё пока ничего, но по дому я очень соскучился. Вот вчера один товарищ получил из дома письмо и стал читать. А я вспомнил, как мой сыночек играл и бёг встречать меня по дорожке. Шумел: «Папа, папа». Я не выдержал, укрылся одеялом и заплакал. Сейчас пишу письмо, вспоминаю, и слёзы заливают. Но плакать стыдно. А сердце моё рвётся проведать вас. Но вы знаете, не сам собой рулём править.
Итак, мы с Ромоховым Я.В. растерялись. Он был легко обморожен. Выздоровел и пошёл обратно в часть. Про своих ребят я ничего не слышал и никого ни видел. Не знаю, живы ли они.
Леночка, вы не прописали мне, что деньги – мой перевод 77 рублей – получили. Или нет? И не написали мне, как вы перезимовали, в каких условиях.
На этом прошу вас, родную мою супругу Леночку, папашу и мамашу, воспитывать моего сыночка Петю, чтоб он был человеком, как его мать и отец. Да учите его молиться Богу. На этом письмо писать я заканчиваю и ещё раз низко кланяюсь моей верной родной супруге Леночке и моей сладкой крошечке сыночку Пете, равно папаше и мамаше, Варе, Мине, Клаве, Назару, Мише, Зое, Сане, Паше...
8 апреля 1942 г.
Поздравляю вас с днём Пасхи. Добрый день, многоуважаемая моя супруга Леночка и сыночек Петя, равно папаша и мамаша. В первых строках моего письма спешу сообщить о том, что в настоящее время я нахожусь жив и здоров. Сегодня, 8 апреля, я получил от вас второе письмо. За семь месяцев я смог получить от вас только эти два письма, которым я очень и очень рад.
Леночка и сынок Петя! Во втором вашем письме вы пишете, что на вас наложен воен. налог 255 руб. при наличии трудоспособных – один, и три нетрудоспособных: отец 75 л., мать 68 л., сын 3-х лет, да плюс сельхозналог пр. года. Завтра я дойду до политрука, и он мне пояснит, тогда я вам пропишу. Леночка и сыночек Петя, здесь всё зелено, весна, деревья цветут. Смотрю, и мне вспоминаются 4-я тракторная бригада, которой я управлял бригадиром. Леночка, от имени меня передай привет всей моей бывшей 4-й бригаде. На этом писать заканчиваю и низко кланяюсь моей родной супруге Леночке и сыночку Пете, равно папаше, мамаше, Варе, Нисе и сестре Сане Колмыковой с детками, и сестре Поле ст. Терновска, всем вам низко кланяюсь, а вас, Леночка, и мою сладость сыночка Петю бессчётно раз целую, также папашу и мамашу. На этом простите. Ваш родной папа Крюков.
11 апреля 1942 г.
Добрый день, дорогое моё семейство и крепко желанная моя супруга Леночка и сладость моя, сыночек Петя, равно папаша и мамаша. Радость моя Леночка и сыночек Петя, вчера было 12 апреля, с полудня стоял день ясный. С палат мы вышли на солнышко. Там я вслух читал товарищам книгу под заголовком «Два товарища». И вдруг мне вспомнилось, что ровно год назад, 12 апреля, я прибыл с курсов бригадиров с г. Таганрога. Это было воскресенье. Тогда я привёз своему сыночку гостинцев – печенья, пряников, помню, как насыпали ему в подольчик, он был рад пряничкам, я был рад сыну. И вот, дорогое моё семейство, с этим днём я вас и поздравляю, да скажите сыночку, он теперь понимает.
А сейчас военная жизнь меня вырвала из рук ваших и заставила лежать в госпитале более двух месяцев.
На этом низко кланяюсь своему семейству и всем родным, а мою дорогую и верную супругу Леночку и сладость мою сыночка Петю заочно крепко целую и желаю в будущем встретится с вами и жить в единой семье. Пока до свидания. Передайте привет тёте Куле с семейством и Ивану А., если он пришёл домой. Передай поклон моим ученикам-трактористам, да не забудь Марусе Фроловой, Предковой Вале, водовозу Шарбачнову Валентину и всем трактористам моей бригады № 4 и кто есть из новеньких.
Леночка, сыночек Петя, папаша и мамаша, и сестра Варя. Пока. Простите. Ваш папа Крюков.
21 апреля 1942 г.
Леночка и сыночек Петя! Я есть твой папа, а Леночка – твоя мама, но жизнь моя с вами разорвана, она ходит разными путями.
Простите вольные станицы и дом, родной и тихий Дон, и даже тракторное поле, в которое я был влюблён. Леночка, ведь жили мы с тобой в восторге сердца, жизни сладость, твой огненный невинный взор высказывал любовь и радость. Пылаешь ты ко мне желаньем, ты говорила: «Милый мой». Развесели свой взор унылый, склонись головкой мне на грудь, да не забудь родного сына, смотри ж, сыночка не забудь. Я есть отец, так сожаленьем на сына родного смотрел, и полный тяжким размышленьем, родного сына я жалел. Мечты мои сильно стеснились воспоминаньем прошлых дней, и даже слёзы покатились однажды градом из очей. Мне не объять твою красу, твой милый взгляд, и жар младенческих лобзаний, и нежность пламенных речей. Я вяну жертвою страстей, ты видишь след любви несчастной, душевной бури след ужасный о скорбной участи моей! Теперь так медленно, так нежно ты помнишь ласковые дни, и для тебя те дни любви проходят быстро, как во сне. Слетают слёзы в тишине. Я вижу образ вечно милый, его зову, к нему стремлюсь, молчу, не вижу, не внимаю, тебе в любови предаюсь и тайный призрак обнимаю… Ты сердца слышала признания. Прости, дай руку на прощание. Прости, любви благословение с тобою будет каждый час. Дай руку мне в последний раз.
Составил Крюков Агафон 21 апреля 42 г».