top of page
  • pismasfronta

Дневник. Анатолий Сергеевич Чернов. Часть 15.

Анатолий Сергеевич Чернов – старший радиотелеграфист, командир отделения радио. Родился 14 ноября 1919 г. в с. Проказна Лунинского района Пензенской области. На фронте с 1941 г. Воевал на Юго-Западном, Ленинградском, Калининском, 1-м Белорусском фронтах. Победу встретил в г. Познань (Польша). Награждён орденами Красной Звезды, Отечественной войны II степени, медалями «За отвагу», «За оборону Москвы», «За освобождение Варшавы». В 1950 г. окончил Казанский юридический институт, был избран членом Краснодарского краевого суда, в 1953 г. назначен заместителем начальника Управления министерства юстиции по кадрам.

2 апреля 1943 г.

Как всегда, выехали 29-го. Это число у нас стало традиционным. Как только подходит 27-е, 28-е, 29-е – так жди отъезда. Едем под Холм, говорят, что там у противника очень мощные укрепления. Недавно проехали Торопец. Он разрушен, целыми остались лишь отдельные дома. Бросается в глаза очень большое количество церквей. Они почти на каждом перекрёстке. Дорога, по которой мы едем, очень плохая. Машину приходится почти всё время нести на себе, грязь стоит чуть ли не до колен.

8 апреля 1943 г., Холм

Наш НП под городом, от него 1000 метров. Немцы хорошо укрепились, превратив город в неприступную крепость. Он весь разрушен, нет ни одного целого дома, одни развалины, больше чем В.Л. По данным разведки, у немцев здесь сконцентрировано очень много артиллерии, большие склады боеприпасов и около дивизии пехоты.

Наш марш прошёл не особенно хорошо. Вышли из Снокова в 07.00 3 апреля 1943-го. Сначала шли вместе с группой, затем я вырвался вперёд, пошёл догонять трактора. Пройдя 25 км, догнал на подъёме, где их сцепляли попарно для вытягивания орудия. Так шли до д. Каменка. Устроились на ночь в развалинах хаты, спели песенку на пустой желудок, так как старшина с продуктами где-то задержался. Встали в 5.00 и снова пешком 25 км до ОП. Как пришли, поставили шалаши из палаток. Отдохнули. Прошли вторые сутки, плохо спится на пустой желудок. Уже ночь. Заняв у батальона разведки, принесли продукты – по 1/2 порции всего. Подкрепившись, пришли на НП. Снова началась работа. Оборудовали НП на сосне, сделали лестницу. А вчера целый день таскали по болоту брёвна для накатов, по колено в ледяной воде. С большим напряжением к вечеру блиндаж был закончен. Сегодня доделываем мелкие работы. Всего прошёл я пешком около 100 км на пустой желудок. Выдержал марку!

12 апреля 1943 г., Холм

Начинается понемногу! Здесь будет, пожалуй, похлеще, чем под Синявино. Холм – прямой узел обороны, а нашей пехоты здесь не очень много. Поэтому артиллерийские взвода управления во главе с командиром батареи образуют штурмовые группы, которые при наступлении будут обстреливать огневые точки противника и уничтожать их. Мы уже кричим «Ура!», тренируемся для штурма. Немцы, видно, чувствуют, что у нас кое-что назревает, и начинают нас «нащупывать». Вот уже три дня по нашему расположению непрерывно бьёт 105-миллиметровая батарея. Мы как раз принесли продукты, разложились у входа, начали делить. Только закончили, как вдруг: «З-з-з! Ух!» Упал снаряд в трёх метрах от нас, ударив в угол блиндажа. Бросились мы все – кто куда. Бросили и хлеб, и сало, и крупу... Вернувшись обратно, смотрим – всё лежит на месте, но всё в земле в пепле. Давай скорей стряхивать да прятать. Ничего, всё обошлось благополучно. Но в первый день были жертвы. Убит наш полковой баянист Осокин, попавший под бомбёжку. Уже «юнкерсы» и нас бомбили, но безрезультатно.

17 апреля 1943 г., Холм

Мы сменили НП. Прошли влево на 15 км. Такого пункта, как этот, у нас не было за всю войну. Куда ни посмотришь – кругом болото. Вода по колено, тучи комаров. Построили домик из брёвен, обложили его торфом.

Мы последнее время усиленно постимся: едим одну квашеную капусту да сушёную картошку. От всего этого такой аромат стоит в домике, хоть топор вешай – не упадёт. На нашем участке стоит относительная тишина, особенного нет ничего. Вчера ушла в глубокий тыл к противнику наша разведка из разведбатальона. В Африке наши союзники имеют большой успех. Войскам Роммеля отступать больше некуда. Его уничтожат, это дело времени.

26 апреля 1943 г., Холм

Погода целый день стоит отвратительная, дождь добавляет воды в без того полные болота. Дежурю у рации и от нечего делать подсчитываю питательность наших продуктов. Получается:

Калорийность – 2205; жиров – 9,306; белков – 80,09; углеводов – 450,855.

Маловато, но как подумаешь, что, быть может, в тылу и этого не получают, то ничего. Сегодня радио сообщило, что в некоторых местах Китая Япония применила газы. По-моему, этим манёвром Германия хочет узнать, как отнесутся к этому наши союзники, и как будут смотреть Англия и Америка на то, если она применит газы против России. Черчилль и Рузвельт объявили на весь мир, что они зальют Германию ОВ, если она начнёт первая. Посмотрим, что будет дальше.

Сегодня после столь долгого дождя проглянуло солнце, и небо прояснилось. Так хорошо стало! Снял я рубаху, позагорал немного. Так приятно, тем более что противник в 300 м. Уже появились первые цветы, листочки пробиваются, вся природа оживает… Весна! В старой брошенной землянке нашёл том Чехова, читаю. Достал также «Похождения факира». Я читаю всё, что ни попадётся под руку.

1 мая 1943 г., г. Холм

Скучно мы встречаем праздник – не в городе, не в театре, не за дружеской беседой, а в болоте, под обстрелом, в лесу, среди комаров и лягушек. Выпили по 400 грамм 40 градусов. Спели пару песен и разошлись кто куда: кто спать, кто за ранними ягодами. Вдобавок пошёл снег, холодно стало, как зимой. Единственное развлечение – включил приёмник, настроился на Москву, слушайте, хлопцы, «Московские новости», музыку, пение. Прослушали оперу «Евгений Онегин», хор им. Пятницкого и ещё многое. Слушали все жадно, внимательно. Ведь так давно не слышали ничего подобного! Сегодня утром сообщили, что к нам в тыл прошла немецкая разведка, переодетая в нашу форму, вооружённая нашими автоматами. Поэтому везде стоит усиленное охранение, выделена особая группа для её уничтожения.

7 мая 1943 г.

Наше радио принесло радостную весть: наши союзники овладели городами Тунис и Бизерта. Немецкие офицеры в панике захватывают места в самолётах и драпают в Италию. Теперь с Африкой скоро будет покончено. На нашем фронте немцы сконцентрировали большое количество авиации, готовясь к наступлению. Разведка узнала об этом, и наша авиация разбомбила аэродромы, уничтожив более 300 самолётов. Западнее Краснодара наши войска прорвали линию обороны противника по фронту шириной 20 км и углубились на 13-15 км. Сейчас бои идут в районе Новороссийска. Наше правительство порвало дипломатические отношения с Польским эмигрантским правительством, находящимся в Лондоне. Мы 5 мая получили новое обмундирование, приоделись немного, лишь со мной беда – никак на свой рост брюк не подберу – малы.

12 мая 1943 г.

Военные действия в Тунисе закончены. Офицеры и высшее начальство улетают. Взято в плен свыше 20 тысяч солдат и офицеров. Сейчас в Италии началась паника среди населения. Теперь дело осталось за вторым фронтом, который станет последней решающей и завершающей фазой войны в Европе. На наших фронтах затишье. На Кубани идут ожесточённые бои. Западнее В.Л. занят ряд населённых пунктов. Одновременно наши самолёты бомбили Невель, Оршу, Минск и др.

Здесь весна настоящая: распустились деревья, появились бабочки, осы, жучки различные. Всё ожило. По ночам слышно, как где-то поёт соловей, навевая своими трелями мысли о былом. Вспоминаешь лагерь в Дн-ское, соловьи. Да, прошло то время.

Сегодня мы отправили в артучилище Чабибова и др.

14 мая 1943 г., Холм

У меня праздник – получил целую пачку писем, теперь после долгого перерыва занялся чтением. Оно скоро прерывается артканонадой – идёт дуэль нашей артиллерии с немецкой, за городом уже что-то горит, слышны взрывы. Наверно, склады с боеприпасами. Вчера вечером наши ОП были обстреляны. Выбросили немцы жало: 300 снарядов на промежуточной 6-й батарее, два прямых попадания в блиндаж, на счастье, нет ни поломок, ни жертв. Я ходил на химобработку икритом. Намазали сначала руку икритом, затем дегазировали спиртом, теперь осталось небольшое тёмное пятнышко величиной с копейку. Работая вечером на рации, услышал новость, что Черчилль и Рузвельт, как и их генштабы, совещаются в Вашингтоне. Решается судьба Европы. Наша авиация снова бомбила Днепропетровск, Киев, Лозовую.

19 мая 1943 г., д. Ямище

Мы отошли на 30 км в тыл на отдых. С 15 мая идёт непрерывный дождь, кругом вода, шинель мокрая, сам весь мокрый. Продрог, насморк. Начали строить домики, хотя в 300 м деревня, где можно отлично устроиться, но мы верны своим неизменным правилам – устраиваемся в лесу. У нас начались регулярные занятия. Мне, наконец, отыскался достойный собеседник, это М.И. Коваленко (он как раз сидит напротив, наклонив голову над письмом к своей Наташе). Часто мы с ним философствуем о Боге, религии, любви и истории. Сегодня зашёл вопрос, что такое деньги. Он так и остался до конца не выясненным.

23 мая 1943 г.

Наша жизнь благоустроилась, кончились работы, начались регулярные занятия. Последние дни стали сильно нажимать на химию. Каждый день тревоги.

Я вчера был на слёте лучших людей полка. Вначале выступили старые солдаты, участники прошлой войны, врач Невлев и санитар Бочков, рассказали, как воевали в ту войну. Затем разделились на группы по специальностям. Начался обмен опытом. Кое-что полезного я там почерпнул. В заключение майор Мазуленко сделал доклад о текущем моменте. Черчилль и Рузвельт всё ещё совещаются. Там же узнал, что Северный посёлок в Рыбинске больше не существует, его уничтожило огнём во время бомбёжки авиазавода.

24 мая 1943 г., д. Ямище

Сегодня Желнин нашёл у меня седые волосы на голове (!). Вот я уже и старик в 23 года от роду. Сегодня день замечательный, подсохли болота, пропали лужи. Приятно посидеть на солнце, погреться.

Сегодня узнал, что Гитлер готовит новое наступление на Москву, которое, конечно, для него будет последним. Ну-ну, посмотрим, что из этого выйдет. Также узнал, что Постужный оказался изменником Родины! У него обнаружили в рубашке фашистскую листовку. Кто бы мог подумать, что такой «тихоня» окажется такой сволочью. Вот тебе и «хороший, культурный» человек.

8 просмотров0 комментариев

Недавние посты

Смотреть все

Письмо комсомольцам-учащимся Из далёкого края, где солнца восход, Где второй мы творили победы поход, Где так неприглядна чужая страна, Где о Родине наши тоскуют сердца, В день годовщины двадцать в

«Здравствуй, дорогой солдат! Сердечно благодарим тебя за мужество и смелость! Каждый день ты рискуешь своей жизнью, спасая наши, отстаивая земли нашей Родины! Твоя служба нелегка, но очень важна. Мы г

Анна Борисовна Мазохина – ударник коммунистического труда, труженик тыла, мать - героиня. Родилась в Брянске. В 1942 г. вступила в партизанский отряд. С 1962 г. живёт в Ленинградском районе. 1941 г. 2

bottom of page