- pismasfronta
Дневник. Анатолий Сергеевич Чернов. Часть 16.
Анатолий Сергеевич Чернов – старший радиотелеграфист, командир отделения радио. Родился 14 ноября 1919 г. в с. Проказна Лунинского района Пензенской области. На фронте с 1941 г. Воевал на Юго-Западном, Ленинградском, Калининском, 1-м Белорусском фронтах. Победу встретил в г. Познань (Польша). Награждён орденами Красной Звезды, Отечественной войны II степени, медалями «За отвагу», «За оборону Москвы», «За освобождение Варшавы». В 1950 г. окончил Казанский юридический институт, был избран членом Краснодарского краевого суда, в 1953 г. назначен заместителем начальника Управления министерства юстиции по кадрам.
1 июня 1943 г.
Батарея получила письма. Почти каждому досталось по 4-5 штук, только мне из дома ничего нет. За последнее время накопилось много новостей:
1. Распущен Коминтерн.
2. Ликвидированы замкомбат по политчасти и старшие на батареях. Последнее мероприятие нужно было давно проделать, теперь нет особой нужды в политзаместителях, их можно использовать на различных других работах, также и старшин на батареях, их обязанности с успехом заменит комвзвода.
Жизнь наша на новом месте процветает. Ежедневно строевая с песнями, устраиваем кроссы на 5-10-15 км. Погода стоит солнечная, приятно в такое время поваляться на травке. В лесу цветёт брусника, малина, наливаются ягоды.
9 июня 1943 г., д. Лужки
У нас учения радистов, вышли на четверо суток. Вчера хорошо работали, но сегодня дело не клеится. Я получил из дома, наконец, целую пачку писем, и в одном из них – Катина открытка, в которой она передаёт мне поцелуй (!!!). Удивительно, теперь явно должно прийти письмо. Что она мне напишет? Перед уходом послушал лекцию политотдела фронта о международном положении. Интересно то, что в это лето будет решаться судьба войны. Или враг погибнет, или укрепится. Узнал ещё, что наши отношения с Японией такие же, как с Германией до войны. В США и Англии идёт внутренняя борьба за открытие 2-го фронта.
11 июня 1943 г., Лужки
Союзные войска заняли три итальянских острова: Пантеллерия, Линоза и Лампедуза. Как видно, союзники начинают учиться ходить, делают первые робкие шаги к достижению победы. Ну, давайте, смелее, активнее.
Я получил три письма от Кати, в первом пишет про скуку, тоску, об одиночестве. Во втором – то же самое. Ждёт встречи: «Толя. Мы ещё встретимся, обязательно встретимся, но теперь мы будем уже совсем взрослыми людьми, со своими сложившимися взглядами. И вот теперь я тебе, Толя, скажу, что ты найдёшь во мне самого лучшего друга и товарища». Как всё это понять? Только ли она скучает, но, кажется, она на меня рассчитывает в будущем.
22 июня 1943 г., Ялинце
Полк понемногу сдаёт трактора на ремонт. Создаются курсы старшин, сапожников, мл. лейтенантов. Наш Причевский вернулся со званием старшины. Мы получили новые рации, пробовали на них работать: действуют замечательно. В полк приехала кинопередвижка, привезли «Сталинград», «Котовский» и английскую «Леди Гамильтон». Наши все собираются. Сегодня невольно подслушал разговор наших радистов. Узнал, что они меня уважают больше, чем Лозина и Бобошко, что со мной они готовы куда угодно, что я не похож на них своим поведением. Это лестно.
6 июля 1943 г., д. Высокое
Сегодня в 4.40 немецкие войска на Белгородском и Курском направлениях перешли в наступление. Началось с артподготовки, затем пошли танки «Т-6», «Тигры», за которыми шла пехота, силой до трёх дивизий. Наша артиллерия и бронебойщики приняли удар, отделив пехоту от танков. Сейчас там мясорубка. Противник потерял около 3000 солдат, 300 танков, 200 самолётов и дальше не пошёл. Слава русскому оружию!
У Орла и Курска немцы безуспешно пытаются прорвать нашу оборону, неся большие потери. Уже есть 4000 убитых, у Белгорода – 2000 человек, подбито сотни танков. Наши стоят, держатся.
8 июля 1943 г., с. Высокое
Немецкое наступление продолжается. У Белгорода наши немного отошли, но идут бои за восстановление положения. За три дня боёв немцы потеряли 1539 танков, 649 самолётов, 30 000 солдат и офицеров. За 7 июля: 530 танков, 229 самолётов. Танки, в основном, новые – «Т-6» («Тигр»). Положение очень серьёзное. Как видно по боям, план летнего наступления у немцев провалился с треском.
Я снова на выходе радистов, от нечего делать читаю Тургенева. «Нет ничего тягостнее, как сознание только что сделанной глупости» («Рудин»). «Близкого человека только тогда поймёшь вполне, когда с ним расстанешься» («Дворянское гнездо»). «Русский человек боится и привязывается легко; но уважение его заслужить трудно, даётся оно не скоро и не всякому» («Дворянское гнездо»).
Радио только что сообщило, что англо-американский десант высадился на Сицилии. Уже занят ряд городов и портов. Наши фронта изменения не имеют. Наш полк снова меняет направление, превращаясь в бригаду (К-122), и, вероятно, скоро куда-то переедем.
13 июля 1943 г., Холм
Немецкое наступление у Орла и Курска затихло, но у Белгорода бои ещё идут с прежней силой. В Сицилии высадились англичане и американцы, часть Канадской армии. Взято восемь городов, сегодня взяли Катанию. Там дела идут прилично.
Мы, взяв своё имущество, снова заняли НП, оборудуем, приводим в порядок.
21 июля 1943 г., ст. Охват
Оборудоваться мы не успели. Выехали. Только построили блиндажи, выкачали воду, для орудий землянкой барьер в три метра толщиной построили, как вдруг – сниматься. Сейчас после хорошего марша стоим у ст. Охват, на берегу озера. Отдыхаем, стираемся, купаемся. Место здесь замечательное, сухое, хороший бы пионерский лагерь можно устроить здесь. Скоро начнётся погрузка.
На Курском направлении наши войска прорвали немецкую оборону на 30-40 км по фронту. Перешли в наступление. Занят ряд населённых пунктов. На Сицилии союзники предъявили Италии ультиматум о капитуляции. Скоро Сицилия падёт.
Я получил от Кати письмо. Пишет, что тоскует, ждёт меня, хочет настоящей жизни, мечтает о нашей будущей встрече.
23 июля 1943 г., Бологое
Проезжаем город, куда дальше – неизвестно, поворачиваем куда-то влево. Значит, будем снова на Волховском фронте.
28 июля 1943 г., Ст. Русса
Здесь для нас начало не особенно приятное. Вчера убило Сагайдака. Только что убило осколками авиабомбы Аганова и Моисеева из 12-й батареи. Обстреливают нас ежедневно из 105-мм и 155-мм орудий. Наши готовят наступление. Уже окружён Орёл. На Ленинградском фронте идут бои, наши наступают. В Италии король принял отставку Муссолини. Фашистская партия распущена, все чиновники снимают фашистские значки, громят фашистские учреждения.
9 августа 1943 г., Ст. Русса
Наши под Орлом имеют колоссальный успех. Взяты Орёл, Белгород, Богодухов и ряд других городов. Наши окружают Харьков, идут бои и под Брянском. В Италии требуют отставки правительства – маршала Батальо (бывший фашист), происходят стычки, забастовки, столкновения с солдатами. Наша жизнь идёт по-прежнему: строим, копаем, таскаем бревна на накаты.
16 августа 1943 г., Ст. Русса
Наши в районе Спас-Демьянска перешли в наступление. Да и на всех фронтах успех. Взят Карачев. Наш фронт тоже готовится. Против нас стоит 30-я немецкая дивизия численностью в 8750 человек. Состав кадровый, побывал в Польше, Франции и с 1941 г. – в России. Район сильно укреплён, три линии обороны. Имеется 160 орудий, танков нет, «фердинандов» тоже нет. Я перехожу для работы с рацией на командный пункт дивизиона для работы с бригадой.
18 августа 1943 г., Ст. Русса
Кругом тихое волнение, заканчиваются последние приготовления. Подносятся патроны, гранаты, бутылки с горючей жидкостью. Офицеры ещё раз проверяют себя на усвояемость целей. Через несколько часов начало нашего артнаступления. Сейчас 2 часа 10 минут. Я держу связь со штабом бригады, принимаю последние указания. Как нарочно, сегодня, после стольких дней прекрасной сухой погоды, прошёл обильный дождь, снова поднялась грязь, пропали дороги. Стало сплошное торфяное месиво, по которому движутся пехота, танки, артиллерия, сапёры. Из леса, что рядом с нами, то и дело слышны команды наводящих в цель орудия.
20 августа 1943 г.
В воздухе ад, гром и смерть. Стоит сплошной гул от разрывов снарядов и мин, от свиста пуль. Ревут «Катюши», «Иваны» – как наши солдаты окрестили наши гвардейские миномёты. Наша батарея выполняет уже пятую задачу на разрушение. Били по ангарам, по мастерским, по вокзалу, по парку. Сейчас мы передвинулись на 12 км влево, в самое пекло наступления. Находимся в штабе стрелкового батальона на передовой. Наши здесь прорвали уже три линии немецкой обороны, штурмуют третью. Мы – я, Бобошко и комбатареи Васюхин – находимся на второй. Обе линии обороны представляют собой земляной забор в несколько метров толщиной, оплетённый со всех сторон плетнём. По кругу – минные поля, колючки, спирали Бруно, валяются битые орудия, танки – целые кладбища техники. Повсюду трупы, трупы, кровь. Здесь смерть в своих правах, к тому же день солнечный. Горячий. В воздухе запах гари, разложения – не воздух, а отрава. В синем, как синька, небе наши истребители гоняют «мессершмиттов». Радует то, что наша авиация в воздухе имеет полное превосходство. За сегодняшний день сбито уже много немцев, но наши потери небольшие.
22 августа 1943 г., Ст. Русса
Устал до чёртиков. Не спал с 18-го числа, только урывками по 2-3 часа в сутки – не больше. Мы находимся всё там же, где были. Положение здесь всё усложняется. Противник подтягивает сюда свои резервы: танки, пехоту, подбросил 10-ствольные миномёты. Особенно стали активничать снайперы. Чуть было мы со своей радиосвязью не погорели. В самый ответственный момент отказал приёмник у рации. Очень неприятные минуты пережили мы в это время. И стыдно, и неловко перед окружающими, но всё же, снарядив две рации (мою и Косичкина, у которого тоже связи не было), связь наладили. Отстрелялись замечательно. Задачу выполнили.
23 августа 1943 г.
Наше наступление закончилось. Сейчас находимся на ОП. Часть людей отправляются строить домики на старое место стоянки бригады. Кончилась операция – берись снова за учёбу.
Наши союзники на Сицилии закончили военные действия. Взято много пленных, большие трофеи, Роммель успел удрать, оставив союзникам свою форменную фуражку. Наши войска заняли Харьков, в честь чего в Москве дали залп из орудий.
30 августа 1943 г., Ст. Русса
Взят Таганрог, Севак. Идёт наступление на всех фронтах. На Донбассе большие успехи, там наши двигаются по 15-10 км в день. Немецкие потери за 2 месяца – 1/2 млн. солдат. Ночью взято Сталино, Мариуполь, Барвенково, Пухово, Чаплино.
Мы же строим домики, делаем линеечки. Готовим дранку для клуба и для домиков. Италия капитулировала. Итальянский флот пришёл на Мальту и сдался англичанам.