top of page
  • pismasfronta

Дневник. Анатолий Сергеевич Чернов. Часть 18.

Анатолий Сергеевич Чернов – старший радиотелеграфист, командир отделения радио. Родился 14 ноября 1919 г. в с. Проказна Лунинского района Пензенской области. На фронте с 1941 г. Воевал на Юго-Западном, Ленинградском, Калининском, 1-м Белорусском фронтах. Победу встретил в г. Познань (Польша). Награждён орденами Красной Звезды, Отечественной войны II степени, медалями «За отвагу», «За оборону Москвы», «За освобождение Варшавы». В 1950 г. окончил Казанский юридический институт, был избран членом Краснодарского краевого суда, в 1953 г. назначен заместителем начальника Управления министерства юстиции по кадрам.

16 декабря 1943 г., Гузятино

Выгрузились в 8 км от Бологое. Сейчас оборудуем землянки, строим нары, белим печку. Вставляем в пустые рамы привезённые с собой стёкла. В 200 км от нашего лагеря есть большое озеро. Называется Великое. На нём, как на плацу, мы занимаемся строевой подготовкой. Старшина пошёл на склад получать лыжи, значит, будем учиться ходить на лыжах.

31 декабря 1943 г.

Только что прослушали приказ т. Сталина командующему 1-го Украинского фронта генералу армии Ватутину. За прорыв линии обороны немцев шириной в 300 км, глубиной до 100 км. Взяты г. Коростышев, Брусилов, Коростень и много насёленных пунктов. У нас все безумно радуются, когда наши войска так хорошо дерутся. Дух замирает, когда слышишь, что наши бьют немчуру везде и всюду. Теперь до границы осталось 70 км. Это хороший подарок к Новому году.

9 января 1944 г., ст. Гузятино

Ну и дела на фронтах! 1-й Украинский фронт вновь прорвал линию немецкой обороны, перешёл старую границу и занял ряд населённых пунктов в Ровненской области. До новой границы от Ровно около 350 км.

Вчера заняли Кировоград, от него до Бессарабии 240 км и 200 км до новой границы. Взяты Бердичев, Чуднов, Белая Церковь и др. Союзники наши пока молчат, а Рузвельт и Черчилль по очереди болеют.

У нас идёт настоящая лагерная жизнь, много времени уделяем лыжам. Вчера лёд после сильных морозов потрескался, и на нём выступила вода. Нам пришлось идти в валенках около 300 м по щиколотку в воде. Б-р-р… Всё промокло, хлюпает, ноги мёрзнут.

25 января 1944 г.

Сколько новостей за последнее время! Войска Ватутина и Рокоссовского взяли Мозырь и Калинковичи. На Ленинградском фронте – Пулково, Ораниенбаум, Петергоф, Красное Село, Мга, окружён Чудов. На Волховском фронте взят Новгород. Дорога Новгород – Ленинград и дорога Мга – Кириши – Ленинград свободны. Взяты большие трофеи. Дают наши фрицам! Хорошо! Недавно отправилась на фронт 2-я дивизия поляков. Польское правительство предъявило нам требование о пересмотре госграницы СССР. Наши предложили границу по «Линии Керзона».

Нашу бригаду всё комплектуют новыми офицерами. Недавно получили новые рации «13-Р». Хорошие коробочки, работают исправно. Приятно иметь такую. Я опять не получаю целый месяц писем ни из дома, ни от кого. Лишь недавно получил бандероль с книгами, учебниками французского языка от Катиной матери. Большое ей спасибо, но неудобно как-то, ведь она меня в лицо хорошо не знает, видела один раз, а я заставляю её тратиться на себя. У нас сегодня было кино «Жди меня». Картина замечательная. Так и берёт за живое, волнует, нагоняет грусть. Лиза очень напоминает Катю, такая же фигура, глаза, волосы. До что там! Солдату вредно смотреть такие картины. Они вызывают лишние мучения, мысли.

6 февраля 1944 г.

Взяты Слепцы, Ровно, Луцк. Идут бои под Нарвой. Наши вошли в Эстонию. До Польши 80 км. Теперь блокада с г. Ленинграда снята окончательно. Мы занялись культурным строительством. Строим клуб, пилим брёвна, дерём дранку для клуба. Когда вчера начали крыть крышу, он обрушился, но, к счастью, никого там не было, никого не придавило. Теперь его восстанавливают, будут делать снова.

23 февраля 1944 г., Гузятино

Вчера было открытие нашего клуба. Вышел он хорошо – высокий, просторный и такой холодный, что ледник в сравнении с ним теплее. Вчера же взяты Холм, Старая Русса, Кривой Рог. Полностью ликвидирована окружённая группировка в районе Корсунь-Шевченковский. Уничтожено там 55 тысяч немцев.

5 марта 1944 г.

Нашими войсками взят Ново-Ржев. Наши наступают на всех фронтах.

Сегодня газеты сообщили, что Финляндия обратилась к СССР с вопросом о перемирии. Москва поставила условие:

1. Разрыв отношений с Германией. 2. Восстановление Советско-Финского договора 1940 г. и отход Финских войск к границе. 3. Немедленное возвращение советских военнопленных, а также союзных и людей из гражданского населения. 4. Вопрос о демобилизации армии оставить до переговоров в Москве. 5. Вопрос о возмещении убытков оставить до Москвы. 6. Так же и вопрос о Петсамо.

Видно, невтерпёж стало финнам, мира запросили, сволочи.

1 апреля 1944 г.

Взяты Николаев, Очаков, Котовск, Черновцы. Появились Тирасполь-Кишинёвское и Одесское направления. Вышли на границу с Румынией. Немцы бегут. Бросают оружие, пушки, танки.

Там воюют... А мы? Мы стоим, работаем круглые сутки, портим лес, дерём дранку…

3 апреля 1944 г.

Ура! Наши форсировали Прут и вошли на территорию Румынии. Наши все ходят в приподнятом настроении. Теперь, наверно, румыны больше не думают о Великой Румынии от моря и до моря. Теперь того и гляди самих от моря прогонят.

12 апреля 1944 г.

Наши взяли Керчь, Одессу, Армянск, вышли на Чехословацкую границу. А ведь много прошла наша армия за небольшой срок! Большой кусок нашей земли освобождён от врага. Посмотришь на карту – почти вся Украина освобождена. Теперь ещё нажать в Белоруссию да в Прибалтику, и будет хорошо.

7 мая 1944 г., Гузятино

После такого большого наступления вновь наступило затишье. Это, по всей вероятности, последнее затишье, за которым грянет и второй фронт, которого все мы ждём с таким нетерпением. Самое подходящее время для него.

Мы завтра идём на трёхдневные учения с боевой стрельбой. Для этого батарее дали один снаряд! Смешно. Дали хотя бы три, или уж лучше ни одного.

15 мая 1944 г., Гузятино

Учения прошли хорошо. На них присутствовал генерал и высшие офицеры, командиры дивизий. Наши огневики получили даже благодарность от генерала. Радистов тоже не забыли, отметили, что работать они могут, с работой справляются, и вообще, они хорошие ребята.

10 августа 1944 г., д. Забужье

Сегодня полковник вручал нашему д-ну медали «За оборону Москвы». Посланы также списки о награждении медалями за Ленинград. Теперь у многих вся грудь в медалях и орденах будет увешана. Мы после форсирования Западного Буга вернулись на свою сторону, встали на берегу у небольшой деревушки Забужье. Ремонтируем трактора, автомашины, моемся. Приводим себя в порядок. Одновременно благоустраиваем свой лагерь, строим витрины, линейки. Налажен твёрдый распорядок дня, занимаемся строевой. Отрабатываем строевой шаг и строевую выправку. Одновременно готовимся к боям – грузим снаряды, патроны, запасные части.

Радио передало, что наши в нескольких местах форсировали Вислу, идут бои за плацдармы. Бои идут у Варшавы: наша армия подходит к Восточной Пруссии. Во Франции союзники, прорвав оборону немцев, движутся тремя колоннами, подходят к р. Луаре, к Бресту, американские танки находятся в 75 км от Парижа. Немцы повсюду отходят. У союзников большое превосходство в авиации, танках и на морях. Должно всё идти хорошо.

18 августа 1944 г., д. Забужье,

Волынск. обл.

День авиации. Занятий нет. Каждый занимается чем хочет, поэтому сегодня хотят организовать соревнования по волейболу, городкам, домино и шахматам. День сегодня замечательный, солнечный, ясный, нет ни облачка, ни тучки. Я лежу под сосной недалеко от лагеря, перебираю бумаги. Выбрасываю всё ненужное, перебираю и просматриваю свою скромную почту. Только что принесли письмо. Получил письмо из дома, от тети Фани и К.З. Она снова в Калинине у матери, работает налоговым инспектором в облфо. Пишет:

«Так отрадно после 5-летнего скитания очутиться в чистой, уютной комнате, сидеть при электрическом свете, слушать концерты по радио из родной Москвы. Чувствовать на себе любящий, нежный взгляд матери… Мне просто кажется, что я слишком счастливая и не заслужила такого счастья. Ты ведь так хочешь этого простого, может быть, “мещанского” счастья, но ведь это простые будни, настоящий домашний уют, без которого трудно работать. Но, Толя, только бы ты был живым и здоровым, а ведь это будет. Обязательно будет, не может же быть, чтобы всё это было иначе. А если что и случится, если так суждено, то друзья никогда, никогда тебя не оставят. Ведь мы же не зря зовёмся дорогими друзьями».

Да, конечно, будет плохо, если со мной что-нибудь случится, не хочется без ноги или руки домой возвращаться. Уж лучше сразу без головы остаться. Но, видно, девушка серьёзно на меня рассчитывает в будущем, надеется на что-то – если так пишет. С моей стороны было бы низостью и преступлением поддерживать в ней чувство, если сам я не разделяю с ней взглядов на общую связь в будущем. Если я думаю учиться, я не должен заводить семью, а раз так, то дальше товарищеских отношений наша связь не должна идти. Вот такая мораль.

Во Франции у союзников дела хороши. Между Тулоном и Марселем высадился ещё десант, который по своим размерам превышает нормандский. Теперь немцам приходится защищаться со всех сторон. Угрозы кругом. На наших фронтах затишье, лишь на Шауляйском направлении немцы перешли в контрнаступление. Только вряд ли у них что получится.

25 августа 1944 г., Забужье

Немцы потерпели катастрофу во Франции. В стране началась гражданская война. Весь народ поднялся на борьбу против немцев и лавалевских прислужников. Партизаны, вооружённые трофейным и английским оружием, оказывают большую помощь союзникам, которые вошли в Бордо и с юга вышли на швейцарскую границу. Взяты Париж, Тулон и Марсель – хорошо пошли союзники. Особенно хорошо идут танковые армии американцев.

А на наших фронтах 1-й, 2-й, 3-й Украинские фронта прорвали линию обороны немцев, взяли Кишинёв, Ясен, Бендеры, Аккерман и ряд румынских городов. Держись, фриц! Будет тебе катастрофа и в Румынии. В нашей батарее только и разговоров, что о Румынии и Франции. Теперь те, кто сомневался в союзниках, убедились, что и они могут хорошо действовать.

На нашем участке идёт деятельная подготовка. Редкая перестрелка. Иногда налетают самолёты. Бомбят, обстреливают, но особенного ничего нет. Иногда ходим купаться на Буг, там уже установлено пограничное ограждение. Так что теперь в Польшу за водкой ходим с большими предосторожностями.

28 августа 1944 г., Лобятово

Мы грузимся. По-видимому, поедем в Польшу. Огневики готовят материал для маскировки орудий, щиты, связывают палатки. За последние дни появились такие новости, что дух захватывает. В Румынии произошёл государственный переворот. Антонеску сбежал, но на границе был пойман вместе со своим правительством. Наше командование предъявило условие: 1. Безоговорочная капитуляция. 2. Возмещение убытков, нанесённых войной с Румынией. 3. Возврат военнопленных. 4. Содействовать продвижению наших войск. 5. Заключить мир с союзниками. 6. Объявить войну Германии.

За это мы предложили им взять у Венгрии Трансильванию. Румыны сдаются нашим целыми дивизиями. Наши сегодня взяли порт Галац на Дунае. Вот уже два союзника Германии вышли из войны.

15 просмотров0 комментариев

Недавние посты

Смотреть все

Письмо комсомольцам-учащимся Из далёкого края, где солнца восход, Где второй мы творили победы поход, Где так неприглядна чужая страна, Где о Родине наши тоскуют сердца, В день годовщины двадцать в

«Здравствуй, дорогой солдат! Сердечно благодарим тебя за мужество и смелость! Каждый день ты рискуешь своей жизнью, спасая наши, отстаивая земли нашей Родины! Твоя служба нелегка, но очень важна. Мы г

Анна Борисовна Мазохина – ударник коммунистического труда, труженик тыла, мать - героиня. Родилась в Брянске. В 1942 г. вступила в партизанский отряд. С 1962 г. живёт в Ленинградском районе. 1941 г. 2

bottom of page