top of page
  • pismasfronta

Дневник. Анатолий Сергеевич Чернов. Часть 2.

Анатолий Сергеевич Чернов – старший радиотелеграфист, командир отделения радио. Родился 14 ноября 1919 г. в с. Проказна Лунинского района Пензенской области. На фронте с 1941 г. Воевал на Юго-Западном, Ленинградском, Калининском, 1-м Белорусском фронтах. Победу встретил в г. Познань (Польша). Награждён орденами Красной Звезды, Отечественной войны II степени, медалями «За отвагу», «За оборону Москвы», «За освобождение Варшавы». В 1950 г. окончил Казанский юридический институт, был избран членом Краснодарского краевого суда, в 1953 г. назначен заместителем начальника Управления министерства юстиции по кадрам.

3 июля 1941 г., Воронково

Наши зенитки безуспешно обстреливают шестёрку немцев; они вьются над нами, что-то высматривают. Мы начали рыть НП в земле, работа тяжёлая, нудная. В степи горят скирды соломы, подожжённые диверсантами для сигнализации. Дым от них поднимается высоко в воздух, стоит столбом. Вот снова летят к нам в тыл 24 фрица. Гады, долетаетесь!

5 июля 1941 г., Воронково

Вчера в 20.00 поехали доканчивать пункт. Только выехали из села, смотрим – летят на нас около 20 немцев. Выскочили мы из машины, и кто – куда: кто в канаву, кто в яму, а кто и просто на землю упал. А Попов, шофёр, быстро завёл мотор и с горы на гору на полном ходу помчался в сторону. Тут же наши зенитки открыли огонь, но толку от него мало. Пролетели они над нами, направились к железнодорожному мосту бомбить его. Много они на него бомб потратили, бросали по одной и связками по 4-6-8 штук, но безрезультатно. Лишь немного повредили понтонный мост через Днестр.

Кормят нас плохо, что-то не клеится с доставкой продуктов, дают по 50 гр. хлеба на завтрак, 50 гр. на ужин, 75 гр. в обед. Обед тоже неважный. Погода плохая стоит. Всё время идёт дождь. Не хочется вылезать из нашего убежища – чердака, сарая.

7 июля 1941 г., Воронково

Немцы прорвали наш Бессарабский фронт, идут к нам, нас всё чаще и чаще навещает немецкая авиация. Пока всё ещё истребительная, но налетают и «юнкерсы». Наша авиация последнее время группируется где-то около нас. Ежедневно прибывает большое количество авиации, всё больше наши «бочоночки».

8 июля 1941 г., Рыбница

Немцы прорвали 2-ю линию нашей обороны. Окружили Минск. На другом участке перешли Днепр, двигаются вглубь нашей территории. Обстановка на фронтах складывается не в нашу пользу. Мы работаем днём и ночью, строим наблюдательный пункт (НП), копаем ровики. Потом построили шалаши, натянув на палочный каркас плащ-палатки. Недалеко от нашей огневой расположился лагерь пленных. Пленных человек 40, большинство румыны, и лишь один немец. Сегодня по радио передали, что около Минска идут ожесточённые бои. Там немцы прорвали вторую линию нашей обороны. Мы сегодня постимся, целый день ничего не кушали. В батарее неразбериха творится. Вызвали нас с огневой позиции на НП с радиостанциями, на полдороге приказали остановиться, и вот ждём. Безобразие!

10 июля 1941 г., Рыбница

Прямо перед нами только что произошёл воздушный бой, сбито два наших истребителя и один немецкий. Мы находимся на НП. Я, Стратула и Бобошко сейчас приступаем к рытью окопа для рации. У нас появился раненый – лейтенант Коваль ранен в грудь пулей с самолёта.

12 июля 1941 г., ст. Рыбница

Немцы ежедневно бомбят Рыбницу, всё пытаются взорвать железнодорожный мост, но безуспешно. Сбросили около 100 бомб, а пользы... Мост усиленно охраняется зенитками, но они ещё не сбили ни одного «немца». Нас предупредили, что повсюду шныряют шпионы и мелкие воинские группы. Сегодня ночью около 2.00 меня разбудили. Из лагеря с пленными кто-то светом работал, передавая сигналы по азбуке Морзе. Просили прочесть, что он передаёт, но из-за дальности расстояния понять что-либо было трудно. Над нашими огневыми позициями «мессеры» разгуливают, как дома, ни одного нашего ястреба не видно. Ходят слухи, что командир авиационной бригады, стоящей с нами, угробил все машины, оказавшись предателем, врагом народа. Таких вешать надо!

14 июля 1941 г. Рыбница

В районе Бельцы немцы прорвали линию нашей обороны. Работая на радиостанции, хорошо слышно немецкий говор. Значит, близко, слышно, как в 15-17 км бухают орудия, слышна артиллерийская канонада. Нашим фронтом командует Семён Михайлович Будённый. Мимо нас ежедневно идут войска, артиллерия, авиация. Достали вчера карту. Смотрели, как складывается обстановка. Весь наш Бессарабский фронт обходят с севера на юго-восток. Обстановка тяжёлая.

21 июля 1941 г., Рыбница

Немцы круглые сутки бомбят Рыбницу, стараясь попасть в ж/д мост, по которому движутся наши отступающие части и эвакуированное население. Но все их старания безуспешны. Хоть и бросают они бомбы целыми связками – по 6-8 бомб. Жутко слушать, как они, падая, воют и свистят. Иногда достаётся и нам. Частенько они навещают и рощицу, где мы стоим.

22 июля 1941 г., Рыбница

Немцы у Рыбницы. Сегодня утром наши взорвали мост через Днестр, который не смогли разбомбить немцы. В городе видна пехота противника. Так вот они – немцы. Дошли и до нас. Сине-зелёные мундиры цвета лягушки. Сегодня стреляли из нашего орудия. Получилось так, что два расчёта ушли на обед, когда раздалась команда: «К бою!». Все, кто был свободный, бросились к орудию, зарядили, выстрелили – полетел первый гостинец. Пока огневики прибежали, мы успели сделать три выстрела. Первый выстрел из нашей батареи сделали мы, радисты и связисты. Радио сегодня сообщило, что немцы готовятся к хим. нападению. Этого ещё не хватает.

24 июля 1941 г., Рыбница

Сегодня выпустили 36 снарядов по пехоте. Дали же мы им жару! Наши пехотинцы в восторге от нашего огня. Просили добавить ещё. Мы добавили. День сегодня исключительно жаркий, солнце словно взбесилось, жжёт, как в печке. Идут упорные слухи, что нас обошли с севера, берут в кольцо, прорвав Бессарабский фронт.

25 июля 1941 г.

Целую ночь немчура обстреливает наше расположение, но жертв нет. Вокруг нас кругом шныряют шпионы и диверсанты. Целую ночь. То здесь, то в другом месте поднимаются разноцветные ракеты, а затем туда летят десятки снарядов. Командование довело до сведения каждого, что немцы переходят фронт отдельными группами, по 5-7 человек. С автоматами, пулемётом и мотоциклом нападают на подразделения, создают панику и уничтожают его. Уже есть ряд случаев нападения на соседние батареи, но нам пока везёт.

27 июля 1941 г., Рыбница

Немцы и румыны штурмуют нашу линию обороны, стараются форсировать Днестр, но пока безуспешно. Группе противника удалось прорваться на наш берег и блокировать ряд наших дотов. В одном из них находился пункт 12-й батареи, командир батареи – ст. лейтенант Богатырёв, радист – Кондратьев, и начальник артиллерии (укреп. района). Дот окружили. Телефонная связь сразу же прекратилась. Забрались немцы на крышу, шумят: «Рус, здавайс! Рус, капут!» Наши молчат. Уже два дота немцы подорвали толом. Доходит очередь до этого дота. Только благодаря радиосвязи был вызван огонь батареи на себя, по доту. Немцы были отогнаны, подоспевшая пехота сбросила их в Днестр. Положение восстановили. Наша батарея всё время стреляет. Мы с Бобошко смастерили шахматы, в свободное время сражаемся не на жизнь, а на смерть. Больше проигрывает он.

28 июля 1941 г., Рыбница

Сегодня вновь подняли тревогу. Будто около нас появилась группа противника. Сейчас же снарядили группу для прочёсывания местности. Пошли, прочесали рощу вдоль и поперёк. Подозрительного ничего не обнаружили. Зато попали под артобстрел. Около меня в двух-трёх метрах разорвалось четыре снаряда, шрапнельных, но меня не задело! Только каску немного помяло. Примерно к обеду мимо нас потянулись потрёпанные колонны какого-то соединения. Часть из них остановились около нас, оказалось, это шла 30-я Иркутская Краснознамённая дивизия, которая стояла рядом с нами в Днепропетровске. От неё осталось едва ли 30 процентов состава. Встретили ряд знакомых командиров и красноармейцев. Они рассказали, как их растрепали в боях.

В наш ларёк, что стоит на берегу речки, привезли красное молдавское вино. Все бросились пить, покупать. Купили и мы. Ничего вино, только кислое очень.

31 июля 1941 г., Рыбница

Июль провожает нас дождём. Идёт он уже третьи сутки, промокло всё. В палатке стоит лужа воды, около неё залило радиостанцию. Стали её пробовать – не работает. Пришлось сушить. Наши огневики пошли рыть запасное ОП. Нашли пасеку, принесли мёда, мы тоже достали. Теперь пьём сладкий чай, хорошо с пчелиным мёдом пить чай.

4 просмотра0 комментариев

Недавние посты

Смотреть все

Письмо комсомольцам-учащимся Из далёкого края, где солнца восход, Где второй мы творили победы поход, Где так неприглядна чужая страна, Где о Родине наши тоскуют сердца, В день годовщины двадцать в

«Здравствуй, дорогой солдат! Сердечно благодарим тебя за мужество и смелость! Каждый день ты рискуешь своей жизнью, спасая наши, отстаивая земли нашей Родины! Твоя служба нелегка, но очень важна. Мы г

Анна Борисовна Мазохина – ударник коммунистического труда, труженик тыла, мать - героиня. Родилась в Брянске. В 1942 г. вступила в партизанский отряд. С 1962 г. живёт в Ленинградском районе. 1941 г. 2

bottom of page