- pismasfronta
Тимофей Романович Сахно
Тимофей Романович Сахно. Родился в 1896 г. Погиб в августе 1944 г. у ст. Берзау в Латвии. Письма адресованы в с. Великое Белореченского района Краснодарского края.
[Дата неизвестна]
Здравствуй, дорогая моя Даша и деточки Ниночка Т., Ниночка Г., Милочка, Галочка и Светик!
Шлю вам боевой привет и от глубины души желаю быть здоровыми, а быть здоровым – это самое главное.
Ну как там чувствует себя Светлана Ивановна? Она, оказывается, любит молочко так, как любил его её папа. Интересно бы посмотреть на Свету. Ведь она уже большая, а мне кажется, что она всё такая, какой оставлял её я, уходя в армию. А как её кучерявчики, не выпрямились? Как она дружит с Тамарой и Любой, ведь она же против них маленькая? Смотрите, чтобы она без Галочки не выходила на улицу и не подходила к колодцу. И вообще надо строго следить, чтобы она без присмотра никуда не ходила.
Ну, из писем я заключаю, что вы живёте дружно, – это очень и очень хорошо. Вы, дети, слушайте только маму, и у вас будет всегда хорошо, мама вас никогда не обидит, она хорошо знает, что и когда потребовать, она также прекрасно знает, когда и как пожалеть. Помните, что материнская любовь к детям никогда не угасает. Жалейте маму, ибо у мамы здоровье неважное. Помогайте ей полоть в огороде. Теперь вы уже подросли, помощь, конечно, при желании вы сможете оказать всегда. Она теперь бабушка, имеет внучку-красавицу, её дело – вырастить и воспитать Светлану так, как вырастила и воспитала вас. Теперь вы у неё в долгу.
Обо мне не горюйте, мне служба хорошая, и я чувствую себя здоровым. Мне должны написать письмо мама, Ниночка Г. и Галочка. Светлана уже писала.
Привет всем вам. Передайте привет Калесниченковым, Лашевским, всем ребятам, кто дома, и всем-всем.
Целую крепко, ваш Т. Сахно.
Ниночка! Пропиши <…> в конторе уезжаешь? Решетняк пишет письма? Затем, что делает В.И. Бойко, Николай Бойко, Нестор Черниченко… Привет Татаринцевым, Максиму Макееву, Лота- ненко, Кучеренко, Верочке, Дусе Ауловой, Наде Шарко, Ие Шарко и всем тем, кто вспоминает меня. Пропиши, кто предсельсовета, предсельпо и т.д. Пропиши, сколько получили от меня денег. Пусть напишет мне письмо Жора Дровянников, привет ему и его отцу, Дровянникову Прокофию.Заканчиваю писать и ложусь спать. Люб. тебя, твой папа Т. Сахно.
29 апреля 1943 г.
Дорогая моя дочечка Милочка!Привет тебе с самыми наилучшими пожеланиями. Сегодня я решил написать своим славным дочечкам по открыточке, в которых прописать, что я жив и чувствую себя великолепно. Послезавтра, 1 мая, будем праздновать по-фронтовому. Пиши, Милочка, почаще мне письма.Твой папа Т. Сахно.
7 мая 1943 г.
Здравствуй, дорогая дочечка Ниночка!Сегодня, 7 мая, я получил от тебя маленькое письмо, но и открытку от Вани. Чему был очень рад. Интересно, что ты писала 6 апреля, и Ваня писал 6 апреля, и в один день я их получил.
Итак, майские праздники в фронтовых условиях провели хорошо. Два раза пришлось выпить изрядно. Кормят хорошо, одевают хорошо. К маю всех одели в новые гимнастёрки и брюки.
Ниночка, пиши чаще и больше новостей.
Привет тебе, Маше, Нине, Милочке, Галочке и Светику.
Твой папа Т. Сахно.
16 мая 1943 г.
Здравствуй, дорогая моя Дашенька и милые мои деточки!
Хочу заслужить от вас благодарность, а потому и стараюсь как можно почаще писать вам письма. Это, конечно, шутка. Я считаю своим долгом писать вам почаще письма потому, чтобы уведомить вас о том, что я жив, что я здоров, что о нас партия и правительство заботятся во всех отношениях. Взять старую армию, в которой я служил в 1915, 1916, 1917-м, и взять нашу любимую Красную армию, то тут, безусловно, большая разница. Как служилось в старой армии, вам рассказывал я и другие, а вот в отношении Красной армии писану несколько слов. В Красной армии заботятся, чтобы каждый боец и командир был сыт, одет, обут, чист, аккуратен, острижен, выбрит. И главное, в каких бы мы условиях ни находились и где бы мы ни находились, а баня для нас всегда будет, будет баня, будет и бельё. Поэтому у хорошего опрятного бойца никогда не найдёшь вшей. Если же только найдут у кого эту насекомую, то тут поднимут такую бучу, что только держись. К маю одели бойцов во всё новое, побрились, остриглись, помылись и выглядывают разве такими чистяками!
Видел я и немецких солдат, после чего чуть не вырвало. Головы повязаны женскими панталонами, вши, конечно, учёту не поддаются, и в чесотке. Фу! Ну их к чёрту!
Вы пропишите, что, немцы мои часы забрали?
Пишите, что забрали. Вы скрываете.
Несколько слов Ниночке. Я забыл тебе, Ниночка, ответить в отношении Павлова. Капитан Павлов от нас ушёл ещё в июле 1942-го, и где он сейчас находится, сведений не имею.
Просьба к вам всем: живите дружно, работайте прилежно. Читайте газеты, ходите на собрание, за всякими разъяснениями обращайтесь к опытным коммунистам. Не верьте никаким слухам антисоветского характера, удаляйтесь от таких типов. Не горюйте, все трудности переживём, но в рабство не попадём. Немецкие стервятники в этом году будут разбиты, после разгрома которых с Ваней с победой возвратимся домой, и тогда вас подменим.
Мне никак не верится, что Светлана разговаривает. Теперь, если она будет мне писать письмо, то пусть пишет его разборчивее, пусть пишет не спеша.
Пока у меня всё.
Привет вам всем и целую крепко. Любящий вас, ваш Т. Сахно.
Жду ответ.
14 октября 1943 г.
Ниночка!
Вчера я ответил на твоё и Милочкино письма, а сегодня отвечаю на письмо твоё, писанное 22 сентября, а мною получено сегодня, 14.10.
Да, писал я редко потому, что мне некогда было. Живу хорошо. Привет всем-всем.
Твой папа Т. Сахно.